РД 34.20.568-91
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ УСТРОЙСТВ ОГРАНИЧЕНИЯ НАЛИПАНИЯ
МОКРОГО СНЕГА НА ПРОВОДА ВЛ 10-220 кВ
РАЗРАБОТАНО Всесоюзным научно-исследовательским институтом энергетики (ВНИИЭ)
ИСПОЛНИТЕЛЬ В.А.Шкапцов
УТВЕРЖДЕНО бывшим Главным производственно-техническим управлением электрических сетей и сельской электрификации Минэнерго СССР 15.11.91 г.
Начальник И.И.Батюк
Значительное число воздушных линий (ВЛ) электропередачи в различных регионах страны (Северо-Запад, Поволжье, Дальневосточное приморье и т.д.) подвержено в зимнее время года и в осенне-зимних и весенне-зимних сезонах налипанию мокрого снега на провода. Есть энергосистемы (Краснодарэнерго, Киевэнерго), где интенсивные налипания мокрого снега на провода ВЛ наблюдаются каждые 2-3 года. Весьма тяжелые ситуации, когда масса налипающего снега на каждый погонный метр провода достигает 5-6 кг, отмечены на линиях Сахалинэнерго.
До недавнего времени основными средствами борьбы с отрицательными последствиями налипания мокрого снега были усиление ВЛ (установка дополнительных опор, применение более прочных проводов и опор), плавка снега и профилактический обогрев проводов с целью предотвращения образования тяжелых отложений.
В начале 70-х годов в Японии разработаны и получают все более широкое применение снегоотталкивающие провода. В энергетической компании Хоккайдо Электрик Пауэр такими проводами оборудовано 95% общей протяженности воздушных линий.
Настоящие Методические указания распространяются на ВЛ напряжением 10-220 кВ с одиночными проводами, требующими защиты от налипания мокрого снега. В основу разработки предлагаемых средств защиты от налипания мокрого снега положен опыт энергетических компаний Японии. Предлагаемые средства защиты достаточно просты по конструкции и по технологии их применения на ВЛ.
2.1. Условия возникновения, геометрические размеры и физические свойства
отложений мокрого снега на проводах
2.1.1. Налипание снега происходит при прохождении зоны низкого атмосферного давления, как правило, в осенне-зимнем и весенне-зимнем сезонах. Выпадение снега с большим содержанием воды (до 32%) происходит при температуре воздуха на уровне земли от -2 до +2 °С.
2.1.2. Налипание снега на провода в подавляющем большинстве случаев происходит при действии ветра скоростью от 10 до 25 м/с. Снежные муфты, образующиеся на проводах, имеют прочное сцепление с ними и не разрушаются даже при действии порывистых ветров скоростью до 35-40 м/с.
2.1.3. При определении погонной массы налипшего на провода снега обычно принимают его плотность =0,2 г/см, однако в зависимости от содержания воды плотность мокрого снега может достигать значений 0,6-0,8 г/см, что необходимо учитывать при оценках механических нагрузок на провода и опоры ВЛ.
2.1.4. В процессе налипания мокрого снега по мере увеличения эксцентриситета отложения и роста толщины его стенки происходит проскальзывание снежного осадка вдоль наружного повива в нижнюю часть провода (рис.1), а также закручивание провода при более прочном сцеплении с ним эксцентричного одностороннего отложения. На боковой поверхности провода со стороны несущего снег воздушного потока продолжается процесс налипания [1]. В зависимости от крутильной жесткости провода и влагосодержания снега (определяющей способность снега скользить вдоль повива провода) образуются отложения с формой, близкой к цилиндрической (рис.2а), либо с разной степенью эксцентричности (рис.2б, в, г). Обычно толщина стенки отложения находится в пределах от 40 до 140 мм. Известны случаи, когда толщина налипающего снега достигает 160-200 мм.
Рис.1. Процесс образования снежной муфты на проводе
Рис.2. Формы и размеры отложений мокрого снега на проводах
2.2. Характерные повреждения ВЛ, связанные с налипанием мокрого снега на провода
2.2.1. Опасность налипания снега состоит в увеличении статических механических нагрузок на провода, линейную арматуру и опоры ВЛ. Масса налипающего снега соизмерима с массой провода, а иногда и значительно превышает последнюю, достигая 6-8 кг/м.
2.2.2. Прохождение области пониженного атмосферного давления, сопровождающееся выпадением мокрого снега, обычно происходит при действии ветров скоростью от 10 до 25 м/с. Значительное число аварий на ВЛ происходит при метеоусловиях, когда мокрый снег налипает на провода и конструкции опор при действии поперечных трассам ВЛ ветров скоростью от 25 до 40 м/с. При этом к нагрузкам от действия массы налипающего снега добавляются весьма значительные ветровые нагрузки, обусловленные действием ветра высокой скорости на увеличенное снежным отложением сечение провода, металлоконструкции и т.д.
2.2.3. Аварийные отключения ВЛ, связанные с налипанием мокрого снега, происходят как из-за повреждений элементов линий, вызванных действием превышающих допустимые значения механических нагрузок, так и по причине возникновения перекрытий из-за приближения проводов к заземленным конструкциям опор, к деревьям и проч. При действии сильных порывистых ветров на провисающие под влиянием массы мокрого снега провода наблюдаются схлестывания проводов разных фаз, а также проводов с грозотросами.
2.2.4. На ВЛ 10-220 кВ механические перегрузки от действия мокрого снега и ветра приводят к обрывам проводов и грозозащитных тросов, повреждениям изолирующей подвески, к поломкам траверс и стоек опор. На линиях со штыревыми изоляторами наиболее частыми последствиями снежных штормов являются обрывы вязок. Обрывы проводов нередко сопровождаются в распределительных сетях каскадным повреждением опор.
3.1. Грузы-ограничители закручивания проводов
3.1.1. Для защиты проводов от налипания мокрого снега рекомендуется применение снегоотталкивающих колец и грузов-ограничителей закручивания проводов [2]. Установка под проводами грузов увеличивает крутильную жесткость проводов. Это необходимо для того, чтобы предотвратить закручивание провода отложением снега, первоначально нарастающим со стороны несущего воздушного потока. Гребешок снега, налипающего на провод с повышенной, благодаря установке грузов, крутильной жесткостью, приобретает более вытянутую в сторону несущего аэродинамического потока форму. Отложения резко выраженной эксцентричной формы осыпаются по мере их роста. Предотвращается образование массивных снежных муфт цилиндрической формы.