Статус документа
Статус документа


САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ПО УСТРОЙСТВУ ТРАКТОРОВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН



УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем главного государственного санитарного врача СССР А.И.Заиченко N 4282-87, 28 апреля 1987 г.

     

1. Введение

1.1. Настоящие Санитарные правила распространяются на все виды проектируемых, изготовляемых, а также выходящих из ремонта тракторов, самоходных шасси, самоходных, стационарных, прицепных, навесных и других сельскохозяйственных машин и орудий.

1.2. Органы государственного санитарного надзора руководствуются санитарными правилами при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора.

1.3. Отраслевые нормативные документы должны быть приведены в соответствие с требованиями данных Санитарных правил.

1.4. Срок введения в действие санитарных правил устанавливается с момента их утверждения.

2. Общие требования

2.1. Машины и орудия должны обеспечивать безопасность производственного процесса, нормативные уровни опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

2.2. В конструкциях машин должны быть предусмотрены средства комплексной механизации и автоматизации процессов загрузки, выгрузки, переработки, очистки, преимущественно с дистанционным управлением и автоматической сигнализацией.

2.3. Конструкция и расположение узлов и механизмов на машинах и орудиях должны обеспечивать безопасный и удобный доступ к ним при монтаже, техническом обслуживании и ремонте.

2.4. Рабочие органы, которые в процессе работы могут забиваться технологическими материалами или посторонними включениями, должны быть легко доступны для очистки, оборудоваться средствами остановки, автоматической сигнализации, отключения, реверсирования.

2.5. Отдельные узлы машин и орудий (массой более 20 кг) и машины в сборе должны иметь устройства для зачаливания и места установки домкратов при подъеме.

2.6. Машины должны снабжаться устройствами для улавливания и отведения пыли, сблокированными с основным оборудованием и обеспечивающими предельно допустимые концентрации пыли в зоне дыхания работающих (прил.1).

2.7. При загрузке машин вручную высота загрузочных отверстий бункеров не должна превышать одного метра от уровня помоста или земли.

2.8. Навесные и прицепные машины не должны затруднять посадку оператора энергетического средства на рабочее место, операций по управлению агрегатом, обзор участка работы и рабочих органов, а также операций по техническому обслуживанию.

2.9. При агрегатировании трактора с навесными и прицепными машинами должны быть обеспечены безопасность и легкость навески и отсоединения их оператором. Для соединения машин с трактором должна применяться, как правило, автоматическая сцепка.

2.10. Перевод навесных и прицепных машин в транспортное и рабочее положение должен осуществляться с рабочего места оператора.

2.11. Конструкция и размещение топливных баков, аккумуляторов и других емкостей должны исключать возможность проникновения паров топлива, электролита и т.п. на рабочие места.

2.12. Горловины топливных баков, системы охлаждения и смазки должны быть приспособлены для механизированной заправки емкостей и размещаться вне кабины на высоте не более 140 см от земли или помоста.

2.13. Системы питания и смазки должны исключать течь и каплепадение топлива и масла. Точки смазки труднодоступных мест должны быть выведены на единую панель, в удобную для обслуживания зону.

2.14. Пусковые системы двигателей машин должны обеспечивать легкость и безопасность запуска с рабочего места оператора.

2.15. Конструкция, качество изготовления и регулировка двигателей должны обеспечивать наиболее полное сгорание топлива. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в зоне дыхания работающих приведены в прил.1 и 2.

2.16. Выпускные трубы двигателей машин должны располагаться выше крыши кабины, тента. Отведение отработавших газов в стороны, вниз и назад должно быть обосновано в нормативно-технической документации.

2.17. Двигатели должны снабжаться глушителями шума выхлопа, искрогасителями или искроуловителями.

2.18. Система мероприятий по ограничению шума должна обеспечивать на рабочем месте и на расстоянии 7,5 м от оси движения машины уровни звукового давления и уровни звука, не превышающие предельно допустимых величин, представленных в прил.3.

2.19. Тракторы и самоходные машины должны снабжаться термосами для питьевой воды емкостью не менее 3 л на человека, аптечкой первой помощи, инструментальным ящиком и ящиком для личных вещей персонала.

2.20. Инструкции по эксплуатации машин должны содержать сведения о правилах использования средств по оздоровлению условий труда (воздухоохладители, кондиционеры, амортизационные подвески сидений и др.).

2.21. Технические средства по оздоровлению условий труда (вентиляторы, кондиционеры, воздухоохладители, уплотнители, сервомеханизмы, виброизоляторы, средства тепло- и шумоизоляции и т.п.) должны быть надежными в работе на весь период эксплуатации машины.

3. Требования к организации рабочего места

3.1. Количество оборудованных рабочих мест на машинах должно соответствовать числу работающих лиц, в соответствии с нормативно-технической документацией.

3.2. Рабочие места на машинах должны размещаться на возможно большем удалении от двигателя и других источников вредных и опасных производственных факторов.

3.3. Конструкция и расположение рабочих мест на машинах должны обеспечивать работающим безопасность, удобство управления агрегатом, рациональную рабочую позу, обзор участка работы, рабочих органов и средств отображения информации.

3.4. На рабочем месте в кабине в оптимальной зоне видимости должны быть установлены контрольно-измерительные приборы, характеризующие работу двигателя и исполнительных механизмов.

3.5. Сиденья должны соответствовать следующим размерам:

а) высота посадочного места от пола до точки отсчета - 430 мм;

б) глубина подушки - 400 мм;

в) ширина подушки - не менее 450 мм;

г) угол наклона передней части подушки сиденья вниз относительно горизонтали должен составлять 0-5°;

д) высота спинки - 400 мм;

е) ширина спинки - не менее 400 мм;

ж) высота подлокотников от подушки - 230 мм, длина подлокотников - не менее 200 мм, ширина подлокотников - не менее 70 мм.

3.6. Сиденья вместе со спинками и подлокотниками должны быть регулируемыми по росту и массе водителя-оператора: по высоте на величину ±40 мм; в горизонтальной плоскости (в передне-заднем направлении - на величину ±75 мм, по глубине подушки передвижением спинки - на ±60 мм и по массе водителя - от 60 до 120 кг. Спинка должна иметь угловое перемещение назад от вертикали до 15°. Высота подлокотников от плоскости подушки должна быть регулируемой, в пределах ±50 мм.

3.7. Регулировки сиденья должны быть независимыми одна от другой и проводиться без применения инструментов. Элементы конструкции регулировочных устройств не должны выступать за габариты посадочного места. Взаимная привязка основных элементов рабочего места должна проводиться из единой точки отсчета сиденья.

3.8. Уровни вибрации на сиденье и (или) рабочей площадке оператора не должны превышать допустимых величин, приведенных в прил.4.

3.9. Покрытие сидений, спинки и подлокотников должно быть прочным, мягким, воздухопроницаемым и легкомоющимся и соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.044-84*.

_______________

* Действует ГОСТ 12.1.044-89. - Примечание "КОДЕКС".

3.10. Рабочие места на прицепных машинах оборудуются подножными площадками. Площадки должны иметь ширину не менее 350 мм, оборудованы спереди предохранительным бортиком, высотой не менее 100 мм, перилами, поручнями по ГОСТ 12.2.019-86.

3.11. Для безопасности и удобного входа и выхода с рабочего места машины должны быть оборудованы лесенками или подножками и поручнями.

4. Требования к органам управления

4.1. Органы управления постоянного и частого пользования во всех положениях должны размещаться в зонах оптимальной и легкой досягаемости моторного поля с учетом группировки их по функциональному назначению и частоты пользования. Основные органы управления и контроля должны быть унифицированы по размещению, форме и назначению. При управлении рычагами, штурвалами, педалями и другими органами постоянного пользования не должна изменяться рабочая поза.

4.2. Требования к органам управления по форме, размерам, безопасности и удобству для работы - в соответствии с ГОСТ 12.2.019-86.

4.3. Рулевое колесо, рычаги управления и педали не должны мешать входу оператора на рабочее место и выходу, а также свободному перемещению ног при управлении.

4.4. Площадки педалей должны иметь рифленую поверхность и боковой ограничитель. Длина хода педалей, приводимых в действие всей ногой, не должна превышать 150 мм, а лишь одной стопой - 100 мм.

4.5. Вибрация органов управления не должна превышать предельно допустимых величин, указанных в прил.5.

4.6. Усилия, прилагаемые к органам управления, при полном включении, с учетом частоты их использования, не должны превышать значений, приведенных в прил.6.

4.7. При управлении движением машин и технологическим процессом число основных управляющих действий всеми рычагами и педалями (поворот, переключение режима, скорости) не должно превышать 10 в минуту. При корректировке направления и скорости движения, контроле технологического процесса и т.п. общее количество управляющих действий всеми органами управления на мобильных машинах не должно превышать 25 в 1 мин, а на стационарных - 10 в минуту.

4.8. На пульте управления должны быть размещены схемы и надписи, указывающие последовательность операций с органами управления.

5. Требования к кабинам

5.1. Конструкция и внутренние габариты кабины должны обеспечивать рациональное расположение и организацию индивидуального или коллективного рабочего места, а также надежную защиту работающих от неблагоприятных метеорологических условий, пыли, отработавших газов, пестицидов, шума и других вредных и опасных производственных факторов.

5.2. Высота кабины для работы сидя должна быть не менее 1600 мм, а для работы стоя - не менее 1800 мм. Минимальная ширина кабины - 1300 мм, длина - 1200 мм.

5.3. Размещение окон и площадь их остекления должны обеспечить оператору хорошую обзорность и видимость участка работы, ориентиров, рабочих органов и средств отображения информации об агрегатируемых машинах. Лобовые и задние стекла кабины не должны иметь перемычек, затрудняющих обзор.

5.4. Лобовые, а при реверсивном пульте управления и задние стекла должны снабжаться механическими стеклоочистителями и омывателями. Стеклоочистители передних и задних окон должны очищать не менее 75% поверхности стекла.

5.5. Кабины должны быть оборудованы плафонами внутреннего освещения, зеркалами заднего вида, солнцезащитными козырьками или светофильтрами и устройствами против запотевания и обледенения стекол.

5.6. Окна и двери кабин, а также отверстия для прохождения рычагов и педалей управления должны быть уплотнены для предотвращения проникновения через них пыли, влаги, газов, шума. Пол и опорные площадки должны быть покрыты рифленым ковриком из маслобензостойкого материала.

5.7. В кабинах машин запрещается размещать емкости, бункеры, горловины, мерники, указатели уровня и давления пестицидов и минеральных удобрений, топливные баки, аккумуляторы.

5.8. Кабины должны быть оборудованы системой устройств по предотвращению поступления тепла от внешних источников (теплоотражающие, тонированные стекла, теплоизолирующие материалы и др.), по удалению избыточного тепла (фильтровентиляционные установки, воздухоохладители, кондиционеры и др.) и по обогреву кабины в холодный период.

5.9. Температура воздуха в кабинах в холодный и переходный период должна быть не ниже +14 °С и не выше +21 °С, при относительной влажности 75-30% и скорости движения воздуха до 0,3 м/с. В теплый период температура воздуха в кабине не должна больше чем на 3 °С превышать температуру наружного воздуха. Верхним пределом допустимой является температура 28 °С при относительной влажности 60-30% и скорости движения воздуха до 0,8 м/с. Перепад температуры воздуха по вертикали - не более 4 °С.

При локализованной подаче воздуха на тело оператора (воздушное душирование) разрешается повышение температуры воздуха в кабине: до 29 °С при скорости воздушного потока 0,9-1,2 м/с; до 30 °С при скорости потока 1,3-1,6 м/с и до 31 °С при скорости потока 1,7-2,0 м/с.Температура в центре душирующего потока должна быть ниже температуры воздуха в кабине не более чем на 5 °С. При воздушном душировании подача воздуха на рабочее место должна осуществляться сверху-спереди на грудь оператора.

5.10. В районах со средней расчетной температурой наружного воздуха () в 13 ч самого жаркого месяца 26-30 °С допускается температура воздуха в кабинах до 31 °С; при выше 30 °С - до 33 °С. Величины принимаются по СНиП 2.01.01-82*. Для районов с высокой влажностью наружного воздуха, а также при применении воздухоохладителей допускается повышение относительной влажности в кабине на 10%.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs