Недействующий


     САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ*

_________________

* С выходом настоящих Правил утрачивают силу "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей" N 4233-86 от 30.12.86 г.


УТВЕРЖДАЮ Заместитель главного государственного санитарного врача СССР А.М.Скляров N 4616-88, 5 мая 1988 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов*, грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее - автомобилей).

_________________

* Автобус - автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.

1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.

1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.

1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.

2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны

2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл.2.1) или допустимых (табл.2.1 и 2.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.

Таблица 2.1

     
Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

Сезон года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относи-
тельная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Холодный и переходный периоды года

Легковые

20-23

60-40

0,2

Грузовые и автобусы

18-20

60-40

0,2

Теплый период года

Легковые

20-25

60-40

0,2

Грузовые и автобусы

21-23

60-40

0,3

     

Таблица 2.2

     
Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относительная влажность, %, не более

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Легковые

19-25

75

0,2

Грузовые и автобусы

17-23

75

0,3

     

Таблица 2.3

     
Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С*

Относительная влажность в %

Скорость движения воздуха, м/с**

Легковые, грузовые и автобусы

Не более чем на 3 °С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °С

При 28 °С не более 55

0,2-0,5

При 27 °С не более 60

При 25 °С не более 70

При 24 °С и ниже не более 75

_________________

* В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл.2.2 для холодного периода года.

** Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной температуре воздуха.

2.2. В четвертой строительно-климатической зоне (согласно СНиП 2.01.01-82* "Строительная климатология и геофизика") в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в табл.2.3, но не выше 31 °С - в кабине легковых автомобилей и 30 °С - в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.

________________

* На территории Российской Федерации действует  СНиП 23-01-99 "Строительная климатология". - Примечание изготовителя базы данных.

2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 °С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл.2.1 при обеспечении оптимальных параметров микроклимата, или в пределах величин, приведенных в табл.2.2 и 2.3 для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.

2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °С.

2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя - не более 35 Вт/м, а от окон - не более 100 Вт/м.

2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, с тем чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп.2.1-2.5 настоящих Правил.

2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.

2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в "Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны", утвержденных Минздравом СССР.

2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.

2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.

2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:

а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. - определяются концентрации углеводородов алифатических предельных C (в пересчете на С, ПДК - 300 мг/м), окиси углерода (ПДК - 20 мг/м), окислов азота (в пересчете на NO, ПДК - 5 мг/м); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК - 0,01/0,007 мг/м);

б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводородов алифатических предельных C (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NО) метанола (ПДК - 5 мг/м), формальдегида (ПДК - 0,5 мг/м);

в) дизельное топливо - углеводородов алифатических предельных C  (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO), акролеина (ПДК - 0,2 мг/м);

г) газовое топливо - углеводородов алифатических предельных C  (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO), меркаптанов.

Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.

3. Допустимые уровни шума, инфразвука и вибрации

3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65).

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

100

87

79

72

68

65

63

61

59


Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА  - 70 дБА.

Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА (ПС 55).

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

93

79

70

63

58

55

52

50

49


Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА  - 60 дБА.

3.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин* в соответствии с "Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах" N 2274-80** от 12.12.80 г. Министерства здравоохранения СССР.

__________________

** Соответствует оригиналу;

* На территории Российской Федерации действует СН 2.2.4/2.1.8.583-96 . - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в табл.3.1, 3.2.

Таблица 3.1

Санитарные нормы вибрации для грузовых автомобилей

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».