Статус документа
Статус документа


САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ И РАБОТЕ С ПЕКАМИ



УТВЕРЖДЕНЫ заместителем министра здравоохранения СССР, главным государственным санитарным врачом СССР П.Н.Бургасовым 23 ноября 1973 г., N 1131-73.

1. Настоящие санитарные правила распространяются:

а) на все перегрузочные работы с пеками и изделиями, покрытыми пекосодержащей массой, хранение их на заводах и предприятиях и транспортировку водным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

б) на все работы, связанные с применением пека в различных производствах.

2. Краткая токсикологическая характеристика пека.

Пек - побочный продукт сухой перегонки каменноугольной смолы, дерева, торфа, пиролиза нефти. Пек широко применяется в народном хозяйстве для изготовления брикетов, асфальта, толи; черного и кузбасского лаков, краски "пеколь", сажи, в производстве электродов, пластических масс и т.д.

По физическим свойствам пек представляет собой аморфное черное вещество с блестящим раковистым изломом, плотностью 1,20-1,32.

В зависимости от температуры плавления и размягчения пек может быть жидким, мягким и твердым. При 37-38 °С (в зависимости от сорта) пек, размягчаясь, сплавляется и при охлаждении образует массу, которая трудно поддается раскалыванию. Мягкий пек обладает исключительной адгезией к различным материалам.

Химический состав пека сложен. Кроме свободного углерода и золы, пек содержит антрацен, хризен, пирен, акридин, фенантрен, карбазол и многие другие соединения, в частности, полициклические углеводороды (с двумя-четырьмя кольцами в молекуле углеводорода).

3. Отравления и кожные поражения могут вызываться как пылью, так и парами расплавленного пека. Пек вызывает фотоофтальмии и фотодерматиты при перегрузочных работах во время солнечного облучения. Характерна локализация фотодерматитов на лице, ушах, боковой поверхности шеи и разгибательной стороне предплечья. В более тяжелых случаях возможны явления общего отравления (рвота, тошнота, головокружение, потеря сознания), а также поражение подчелюстных желез, воспаление слизистых дыхательных путей. При длительном контакте с пеком могут возникать фолликулиты, бородавчатые разрастания, гиперкератозы. Пек обладает канцерогенными свойствами, так как содержит 1-1,5% 3;4-бензпирена.

4. Концентрация пековой пыли в воздухе рабочей зоны не должна превышать установленной нормы.

5. Тара для перевозки пека должна быть прочной и герметичной. Наиболее приемлемыми являются спецконтейнеры, двойные мешки из синтетических полимерных материалов и металлические бочки со съемными днищами. При перегрузке затаренного (в мешках) пека контакт рабочих с ним возможен при ручных операциях - укладке и переноске груза, а также в случае повреждения тары - при сборе рассыпанного груза.

6. При транспортировке пека навалом рабочие соприкасаются с грузом во время перевалки его на всех видах транспорта. Твердый пек нередко приходится разбивать, вследствие чего образуется большое количество пыли. Поэтому перевозка пека навалом должна быть только в гранулированном состоянии.

7. Во время транспортировки пека на судах трюмы должны быть плотно закрыты, при перегрузке пека необходимо применять меры для предупреждения рассеивания пека на палубы и в каюты.

8. Трюмы судов должны иметь эффективную систему вентиляции для удаления паров пека.

9. Транспортировка пека в автомашинах допускается только в затаренном виде.

10. Жидкий пек (пековые дистилляты) перевозится в железнодорожных цистернах с нижним сливом.

11. Транспортные средства для перевозки пека должны быть облицованы материалом, который хорошо отмывается и очищается. Использование этого транспорта для перевозки других грузов (за исключением угля, руды), особенно пищевых продуктов, запрещается.

12. При отгрузке пека завод-поставщик обязан принять эффективные меры против спекания его в теплое время года и замерзания в холодные периоды года (увлажнение, просушивание и т.п.).

13. Железная дорога должна принять необходимые меры, обеспечивающие равномерную подачу на предприятие и в порт железнодорожных составов с пеком.

14. Грузовые документы на пек, ярлыки на мешках должны иметь специальные отметки, предусмотренные правилами перевозки опасных грузов.

15. Вагон, кузов автомашины, трюм судна, в которых производилась перегрузка пека и изделий, покрытых пекосодержащими веществами, а также площадки, где находились эти грузы, должны подвергаться тщательной очистке и промывке горячей водой.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs