Статус документа
Статус документа

РД 31.83.04-89 Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота СССР

3. РАБОТЫ СЛЕСАРНО-МОНТАЖНЫЕ


3.1. Общие положения

3.1.1. На основные виды слесарно-монтажных работ должна быть разработана технологическая документация (технологическая инструкция, технологическая карта, маршрутная карта на вновь изготавливаемые изделия и др.), предусматривающая требования безопасности к производственным процессам, рабочим местам, к оборудованию, средствам механизации, инструменту.

3.1.2. К слесарно-монтажным работам, выполняемым на судах, на рабочих местах на берегу с применением переносных станков и приспособлений, должны допускаться специально обученные и проинструктированные рабочие.

Требования безопасности при работе с переносным оборудованием должны быть указаны в технологической документации.

3.1.3. Подключать к электросети переносные станки разрешается только электрикам (на судах - судовым электрикам).

3.1.4. Рабочие места слесарей-судоремонтников должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74, ГОСТ 12.2.061-81. Организация рабочего места должна исключать или допускать редко и кратковременно работу в неудобных позах (характеризующихся, например, необходимостью сильно наклоняться вперед или в стороны; приседать, работать с вытянутыми или высоко поднятыми руками и т.п.), вызывающих повышенную утомляемость.

3.1.5. Верстаки, контрольные плиты и другие устройства, устанавливаемые на судне для проведения слесарно-монтажных работ, должны быть прочно и надежно закреплены. Настилы около верстаков не должны быть скользкими.

3.1.6. Перед разборкой на судне механизма, имеющего привод от электродвигателя, необходимо отключить электропитание на главном щите и снять плавкие вставки (предохранители). Обесточивание механизмов должно производиться судовым электриком, который до производства работ устанавливает знак безопасности: "Не включать! Работают люди".

3.1.7. До начала ремонта главных двигателей, турбин, редуктора, механизмов и их узлов мастер обязан ознакомиться сам и ознакомить бригадира с наставлениями, инструкциями и схемами завода-изготовителя, заводской технологией на демонтажные и монтажные работы и требованиями по безопасному их выполнению.

3.1.8. Во время сборки и установки механизмов запрещается производить любые работы в шахте светового люка. Все входы в машинное отделение с верхних площадок должны быть закрыты.

3.1.9. Запрещается производить какие-либо работы на движущихся частях судового оборудования. При ремонте и сборке оборудования должны быть приняты меры против самопроизвольного вращения механизмов или пуска их в действие, валопровод должен быть взят на тормоз.

На пусковых устройствах должны вывешиваться знаки безопасности: "Не включать! Работают люди".

3.2. Подъемно-транспортные операции

3.2.1. Выбор грузоподъемных средств для монтажных, демонтажных работ должен определяться требованиями технологической документации.

Применяемые грузоподъемные средства должны быть испытанными, исправными.

Эксплуатация грузоподъемных машин, механизмов, съемных грузозахватных приспособлений должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.065-81, ГОСТ 12.2.087-83 и Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

3.2.2. Ответственность за содержание грузоподъемных средств в исправном состоянии должна быть возложена на инженерно-технического работника после проверки его знаний комиссией и вручения ему соответствующего удостоверения. Фамилия лица, ответственного за содержание грузоподъемного средства в исправном состоянии, заносится в табличку рядом с данными о грузоподъемности.

3.2.3. В каждой смене должен быть назначен ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов (начальник смены, сменный мастер, начальник участка).

3.2.4. К подъемно-транспортным операциям должны допускаться специально обученные и проинструктированные рабочие.

3.2.5. Во время монтажа деталей машин (рам, блоков, цилиндров, валов, роторов турбин, цилиндровых втулок, поршней, цилиндровых крышек) разрешается использовать только проверенные штатные монтажные подъемно-транспортные средства (краны, тали, лебедки, другие механизмы), имеющие надежные тормозные устройства.

3.2.6. Если при установке деталей механизмов на место они не могут быть постоянно закреплены по конструктивным соображениям или условиям выполнения работ, их необходимо временно надежно закрепить талями, канатами, домкратами или другими средствами.

3.2.7. Передвигать вспомогательные механизмы, тяжеловесные детали по палубе можно только специальными приспособлениями, предназначенными для этого (талями, лебедками, канифас-блоками и др.).

3.2.8. При монтаже механизмов и оборудования необходимо соблюдать в соответствии с технологической документацией последовательность операций подачи оборудования в монтажную зону, а также очередность установки оборудования на фундаменты.

3.2.9. Запрещается устанавливать и регулировать подкладки, клинья и другие устройства и приспособления под грузом в момент его опускания. Все дополнительные работы, связанные с подготовкой места установки, должны производиться при нахождении груза на безопасном расстоянии от места производимых работ.

3.2.10. При перемещении груза по горизонтальной плоскости следует находиться сзади или сбоку груза, при передвижении в узком проходе - только сзади.

3.2.11. Запрещается оставлять механизм на весу или поднятым на домкратах без подкладки под него устойчивых деревянных клеток или брусьев при перерывах в работе.

3.2.12. Для подъема (опускания) механизма или его отдельных деталей должны быть разработаны схемы строповки, которые выдаются на руки стропальщикам и крановщикам или вывешиваются в местах производства работ. Подъем груза, на который не разработаны схемы строповки, должен производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. Из зоны подъема груза все люди должны быть удалены.