ГОСТ Р 52143-2003
Группа Т50
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социальное обслуживание населения
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Social service for the population. Main types of social services
ОКС 03.080
ОКСТУ 0001
Дата введения 2004-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. N 327-ст
3 Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России
4 В настоящем стандарте реализованы нормы:
- федеральных законов Российской Федерации:
от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- постановлений Правительства Российской Федерации:
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и требования к порядку и условиям оказания этих услуг.
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646.
Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы (далее - клиенты):
- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
- в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
- на дому;
- в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
- в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальные услуги предоставляют клиентам в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в предисловии, в следующих формах.
4.1.1 Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.
4.1.2 Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
4.1.3 Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.
4.1.4 Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.
4.1.5 Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
4.1.6 Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы.
4.1.7 Оказание помощи в написании и прочтении писем.
4.1.8 Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
4.1.9 Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
4.1.10 Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.