Государственная служба дорожного хозяйства (Росавтодор) впервые в 1996 г. официально провозгласила свою политику в области мостостроения [13]. В этой политике можно выделить четыре главных принципа, составляющих основу первой КОНЦЕПЦИИ:
- подчинение всей работы в мостовом хозяйстве принципу экономической целесообразности (обоснование замены, реконструкции и ремонта мостов, рациональное планирование);
- смещение акцента в финансировании в сторону ремонта и реконструкции взамен прежнего подхода с приоритетным финансированием нового строительства;
- повышение долговечности как строящихся, так и эксплуатируемых мостовых конструкций;
- завершение создания эффективной государственной системы управления дорожным хозяйством страны, в том числе и управления мостами.
Экономическое обоснование ремонтно-восстановительных работ, выполняемое по результатам обследования или диагностики, позволит установить наиболее рациональное время ремонта и принять на период до ремонта целесообразную стратегию обслуживания (эксплуатации). Принцип экономической целесообразности подразумевает также тщательное обоснование замены (перестройки) сооружения. К сожалению, и сегодня, как и в 80-90-е годы прошлого столетия, имеют место случаи, когда решение о замене сооружения принимается Владельцем без должного экономического обоснования, а только на основании субъективного мнения руководителя. Основанием для такого мнения чаще всего бывает неблагоприятный внешний вид сооружения, а не детальные расчеты, учитывающие фактический остаточный ресурс конструкций.
Для реализации и в дальнейшем принципа экономической целесообразности потребуется разработка соответствующих норм и рекомендаций. Эти документы должны позволять дать правильную (объективную) оценку состояния, спрогнозировать изменение состояния во времени и выбрать наиболее рациональную стратегию эксплуатации. На основании подобных продуктов научных исследований должны быть получены ответы на вопросы и о том, что делать, и о том, когда осуществлять то или иное мероприятие. Кроме того, учитывая ограниченность ресурсов и невозможность за короткий период времени отремонтировать все МС на сети, важное значение приобретает и приоритетность капитальных вложений в ремонт и реконструкцию.
Повышение долговечности сооружений остается, как и в Президентской программе "Дороги России", одним из главных положений КОНЦЕПЦИИ на период 2002-2010 гг. В то же время следует отдавать себе отчет в том, что только за счет увеличения объемов работ по ремонту и содержанию можно добиться лишь временного улучшения. В частности, увеличение объемов в размерах, указанных в п.2, позволит довести срок службы эксплуатируемых на сети сооружений только до 55 лет, а работоспособность до 30 лет (см. рис.3).
Дальнейшее повышение долговечности возможно при одновременном улучшении качества работ при строительстве и ремонте МС. Это можно реализовать при совершенствовании существующей системы управления МС, которое даст возможность широко использовать в практике эксплуатации зарекомендовавшие положительно наши действия по организации постоянного контроля качества работ и экспертизы проектов.
Эффективность постоянного технического надзора подтверждается опытом работы по реализации кредита Всемирного банка развития и реконструкции. В частности, уменьшается число сооружений с оценкой "неудовлетворительно" (уменьшается число сооружений, требующих ремонта, см. рис.2), увеличивается число сооружений с оценкой "хорошо" (поскольку увеличивается объем работ по уходу и профилактике), а также возрастает время эксплуатации до ППР. Даже незначительный объем работ по техническому надзору (~20% от числа ремонтируемых МС, табл.5) способствовал увеличению срока службы до =49 лет.
Таблица 5