Концепция улучшения состояния мостовых сооружений на федеральной сети автомобильных дорог России (на период 2002-2010 гг.)

1. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Анализ особенностей состояния мостовых сооружений (далее МС), приведенный в приложении N 1, позволил установить тенденции и определить проблемы, с которыми придется сталкиваться Государственной службе дорожного хозяйства и управленческому аппарату отрасли. В частности, установлено следующее.

* Управление мостами в основном затронет МС, включающие:

- сборные ребристые железобетонные пролетные строения с обычной арматурой без диафрагм;

- сборные железобетонные пролетные строения с напряженной арматурой;

- монолитные железобетонные пролетные строения;

- сталежелезобетонные пролетные строения с монолитной и сборной плитой.

* Количество малых мостов постепенно снижается (за счет перестройки их на трубы или на сооружения большей длины). Снижается и их доля в общем числе и протяженности сооружений, в результате чего не потребуется больших затрат на содержание и ремонт малых мостов.

* Возрастает число внеклассных сооружений, к которым потребуются особое внимание, в первую очередь при содержании, и разработка специальных нормативных документов. Затраты на содержание этих сооружений отличаются от затрат на массовые конструкции.

* Требует пополнения нормативно-методическая часть Системы эксплуатации, для которой необходима разработка:

- норм износа и срока службы элементов сооружений, позволяющие контролировать состояние и своевременно восстанавливать отдельные элементы, из которых состоит мостовое сооружение, с учетом работ [3, 4, 5, 6];

- новых критериев оценки состояния сооружения в целом (количественная оценка по показателю безопасности и уточненная оценка по грузоподъемности);

- нового подхода к оценке долговечности МС, предусматривающего объективную оценку по сроку службы;

- нормативного документа по эксплуатации МС (включая внеклассные мосты).

* Медленно уменьшается число сооружений, требующих ремонта (так называемый "недоремонт").

* Качество сооружений меняется к лучшему очень медленно (табл.1), из-за чего потребуется принятие мер, направленных на:

- снижение числа МС с оценкой "неудовлетворительно";

- увеличение числа МС с оценкой "хорошо";

- исключение аварийных мостов;

- существенное снижение числа "узких" МС.

Таблица 1

Годы

Количество мостов с различным состоянием, %

"хорошо"

"удовлетворительно"

"неудовлетворительно"

"аварийное"

1980

27

53

16

4

1986

25

50

20

5

1993

25

51

20

4

1995

23

53

19

5

1997

22

57

18

3

2000

23

58

18

~1



* Большинство из эксплуатируемых МС рассчитаны на нагрузки, близкие к современным, что увеличивает число ремонтопригодных сооружений (рис.1).         


Рис.1. Распределение мостов с различной грузоподъемностью
на общей сети (2000 г.)

* Достигнутый срок службы крайне недостаточен, в связи с чем потребуются меры, обеспечивающие:

- повышение качества строительства и ремонта за счет организации системы надзора, включающей технический надзор (сопровождение), научно-техническое сопровождение, контроль качества работ по содержанию, ремонту и реконструкции (в развитие [7, 8, 9]);

- повышение качества проектной документации за счет научно-технического сопровождения проектов и их обязательной экспертизы.