Анализ особенностей состояния мостовых сооружений (далее МС), приведенный в приложении N 1, позволил установить тенденции и определить проблемы, с которыми придется сталкиваться Государственной службе дорожного хозяйства и управленческому аппарату отрасли. В частности, установлено следующее.
* Управление мостами в основном затронет МС, включающие:
- сборные ребристые железобетонные пролетные строения с обычной арматурой без диафрагм;
- сборные железобетонные пролетные строения с напряженной арматурой;
- монолитные железобетонные пролетные строения;
- сталежелезобетонные пролетные строения с монолитной и сборной плитой.
* Количество малых мостов постепенно снижается (за счет перестройки их на трубы или на сооружения большей длины). Снижается и их доля в общем числе и протяженности сооружений, в результате чего не потребуется больших затрат на содержание и ремонт малых мостов.
* Возрастает число внеклассных сооружений, к которым потребуются особое внимание, в первую очередь при содержании, и разработка специальных нормативных документов. Затраты на содержание этих сооружений отличаются от затрат на массовые конструкции.
* Требует пополнения нормативно-методическая часть Системы эксплуатации, для которой необходима разработка:
- норм износа и срока службы элементов сооружений, позволяющие контролировать состояние и своевременно восстанавливать отдельные элементы, из которых состоит мостовое сооружение, с учетом работ [3, 4, 5, 6];
- новых критериев оценки состояния сооружения в целом (количественная оценка по показателю безопасности и уточненная оценка по грузоподъемности);
- нового подхода к оценке долговечности МС, предусматривающего объективную оценку по сроку службы;
- нормативного документа по эксплуатации МС (включая внеклассные мосты).
* Медленно уменьшается число сооружений, требующих ремонта (так называемый "недоремонт").
* Качество сооружений меняется к лучшему очень медленно (табл.1), из-за чего потребуется принятие мер, направленных на:
- снижение числа МС с оценкой "неудовлетворительно";
- увеличение числа МС с оценкой "хорошо";
- исключение аварийных мостов;
- существенное снижение числа "узких" МС.
Таблица 1
Годы | Количество мостов с различным состоянием, % | |||
"хорошо" | "удовлетворительно" | "неудовлетворительно" | "аварийное" | |
1980 | 27 | 53 | 16 | 4 |
1986 | 25 | 50 | 20 | 5 |
1993 | 25 | 51 | 20 | 4 |
1995 | 23 | 53 | 19 | 5 |
1997 | 22 | 57 | 18 | 3 |
2000 | 23 | 58 | 18 | ~1 |
* Большинство из эксплуатируемых МС рассчитаны на нагрузки, близкие к современным, что увеличивает число ремонтопригодных сооружений (рис.1).
Рис.1. Распределение мостов с различной грузоподъемностью
на общей сети (2000 г.)
* Достигнутый срок службы крайне недостаточен, в связи с чем потребуются меры, обеспечивающие:
- повышение качества строительства и ремонта за счет организации системы надзора, включающей технический надзор (сопровождение), научно-техническое сопровождение, контроль качества работ по содержанию, ремонту и реконструкции (в развитие [7, 8, 9]);
- повышение качества проектной документации за счет научно-технического сопровождения проектов и их обязательной экспертизы.