Концепция улучшения состояния мостовых сооружений на федеральной сети автомобильных дорог России (на период 2002-2010 гг.)

ВВЕДЕНИЕ

Главнейшей задачей дорожной отрасли России, непосредственно связанной с развитием народного хозяйства, является коренное улучшение состояния автомобильных дорог и сооружений на них. Проблема улучшения состояния автодорожных мостов в России, как наиболее сложных и ответственных элементов автомобильных дорог, усугубляется большим количеством сооружений с неудовлетворительным состоянием, как на дорогах общего пользования России в целом, так и на Федеральной сети.

На дорогах общего пользования страны, по данным на 2000 г., эксплуатируется 41800 сооружений (в том числе 33464 шт. капитальных) протяженностью около 1600 км (в том числе 1500 км капитальных сооружений).

В последние 10 лет участились случаи разрушения несущих элементов мостов под эксплуатационными нагрузками или воздействием водного потока. Очень медленно улучшается общее техническое состояние сооружений, не получается пока полностью избавиться от аварийных мостов, большой процент сооружений (~20%) продолжает оставаться в неудовлетворительном состоянии.

Для мостового хозяйства России сохраняется общая негативная оценка состояния, характерная и для сети автомобильных дорог в целом, что отражено в "Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации" [1]. Показателями негативного состояния мостового хозяйства являются:

- недостаточная пропускная способность большого количества мостовых сооружений, особенно на подходах к областным и региональным центрам и другим крупнейшим городам;

- недостаточная грузоподъемность мостовых сооружений, заставляющая принимать меры по ограничению массы обращающихся транспортных средств и нагрузок на их оси;

- пока еще высокие темпы износа (накопления повреждений в конструкциях), снижающие в конечном счете сроки службы сооружений;

- низкий уровень безопасности движения по многим сооружениям, вызванный несвоевременностью устранения повреждений элементов мостового полотна;

- постепенно снижающаяся по мере роста масс транспортных средств надежность мостовых конструкций (особенно на магистралях и дорогах европейского класса);

- наличие на сети сооружений с предельным износом.

Неудовлетворительное состояние мостового хозяйства в целом по сети приводит к большим социально-экономическим потерям в стране. Это заставляет пересмотреть сложившийся в прежние годы подход к проблеме улучшения мостовых сооружений, изменить политику отрасли в области мостов, которая должна устранить указанные выше недостатки. Новый взгляд на проблему совершенствования мостового хозяйства, измененные принципы политики в области мостостроения и составляют суть Концепции улучшения состояния мостовых сооружений в период реформирования экономики и социальной сферы России, в том числе и дорожной инфраструктуры.

При подготовке Концепции проблема улучшения состояния мостовых сооружений рассматривалась в комплексе с проблемой воспроизводства мостов (определение критериев принятия решения о невозможности эксплуатации сооружения и наиболее рационального момента его перестройки), с задачами повышения безопасности движения автомобилей по мостам. Системный подход к разработке Концепции потребовал пересмотра критериев оценки и прогнозирования состояния сооружений, изменения идеологии их содержания.

Настоящая Концепция ("Ведущий замысел") рассматривается как основа для разработки и реализации годовых или многолетних программ (планов) работ по содержанию, ремонту, реконструкции и перестройке эксплуатируемых мостовых сооружений. Она подготовлена с учетом положений Государственной концепции [1] и Национальной Программы [2], фактического состояния мостового хозяйства и тенденций его изменения, опыта совершенствования управления этим хозяйством в течение 1995-2000 гг., то есть в процессе реализации Президентской Программы "Дороги России".