Концепция улучшения состояния мостовых сооружений на федеральной сети автомобильных дорог России (на период 2002-2010 гг.)

Аннотация


"Концепция улучшения состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах Федеральной сети на период до 2010 г." разработана ГП "РосдорНИИ" в развитие отдельных позиций "Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации (1999 г.)" и "Национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г." (2001 г.).

Концепция улучшения состояния мостовых сооружений (далее "Концепция") разработана на основе научного анализа конструкций, работы и состояния сооружений на сети, тенденций изменения этого состояния в течение 20-летнего периода, реальных возможностей отрасли в изменении в лучшую сторону сегодняшнего положения дел.

Концепция (как главный замысел) включает краткие результаты научного анализа, идеологию эксплуатации мостовых сооружений (МС), концептуальные положения отраслевой политики в области эксплуатации МС и основные задачи на современном этапе.

В числе основных концептуальных положений в работе приведено следующее:

Главной целью улучшения состояния МС является обеспечение пользователю безопасных условий движения при расчетных скоростях, установленных для каждой категории дороги.

Работы по содержанию и ремонту МС должны иметь приоритетное финансирование по сравнению с новым строительством. Причем финансовую политику в этом вопросе целесообразно изменить следующим образом:

- на период до 2005 г. затраты на содержание возрастают, достигая уровня 1,0-1,2 млрд. р. (в 2001 г. - 500 млн. р.), а затраты на ремонт остаются примерно на достигнутом уровне (3,5-4,0 млрд. р.);

- на период 2005-2010 гг. затраты на содержание сохраняются, а на ремонт МС постепенно снижаются.

Сохраняется на рассматриваемом этапе в качестве главного принципа дорожной политики принцип экономической целесообразности, при котором работы по ремонту, реконструкции или перестройке выполняются только после соответствующего технико-экономического обоснования, учитывающего прогноз изменения состояния.

Повышение долговечности сооружения на рассматриваемом этапе осуществляется за счет выполнения требуемой номенклатуры работ по содержанию, а также за счет повышения качества работ и организации надлежащего контроля на всех этапах: ТЭО, проектирование, строительство, содержание, ремонт.

Система управления эксплуатацией МС должна быть усовершенствована и включать новую базу данных по мостам, новый подход к оценке состояния конструкций, новый подход к прогнозированию и планированию, в результате чего она будет выгодно отличаться от многих известных за рубежом Систем. В рассматриваемый период должно быть завершено формирование нормативной базы Системы управления.

Реализация предлагаемой Концепции даст возможность увеличить срок службы сооружений к 2010 г. минимум до 60 лет (в 2001 г. ~49 лет), а с 2005 г. начать высвобождение за счет этого средств, которые могут быть направлены на расширение дорожной сети.

"Концепция" разработана по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Государственным предприятием "РосдорНИИ" (руководитель работы канд. техн. наук В.И.Шестериков) при участии Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора (И.А.Урманов, Л.И.Горобец).