1.1.2.1. Высота уступа определяется проектом с учетом физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания.
Допускается отработка уступов высотой до 30 м послойно, при этом высота забоя не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора.
При отработке уступов слоями должны осуществляться меры безопасности, исключающие обрушения и вывалы кусков породы с откосов уступа (наклонное бурение, контурное взрывание, заоткоска откосов и др.).
При мелкотрещиноватых породах и рудах с применением взрывных работ допускается увеличение забоя до полуторной высоты черпания, при осуществлении дополнительных мер, препятствующих произвольному обрушению козырьков и нависей.
Высота уступа не должна превышать:
при разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ - высоты черпания экскаватора;
при разработке драглайнами, многоковшовыми и роторными экскаваторами - высоты или глубины черпания экскаватора;
при разработке вручную рыхлых и сыпучих пород - 3 м, мягких, но устойчивых, а также крепких монолитных пород - 6 м.
1.1.2.2. Углы откосов рабочих уступов допускаются:
а) при работе экскаваторов типа механической лопаты и драглайна - до 80°;
б) при работе роторных экскаваторов - до 80°;
в) при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием - не более угла естественного откоса этих пород;
г) при разработке вручную:
рыхлых и сыпучих пород - не более угла естественного откоса этих пород;
мягких, но устойчивых пород - не более 50°;
скальных пород - не более 80°.
Предельные углы откоса нерабочих уступов (углы устойчивости) устанавливаются проектом и корректируются по данным научных исследований в процессе эксплуатации.
1.1.2.3. Горное и транспортное оборудование, транспортные коммуникации, линии электроснабжения и связи должны располагаться на рабочих площадках уступов за пределами призмы обрушения.
Расстояние от подошвы развала до оси ближайшего железнодорожного пути должно быть не менее 2,5 м.
Расчет ширины рабочей площадки определяется в соответствии с нормами технологического проектирования.
1.1.2.4. При отработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой расстояние от бровки уступа до оси железнодорожного пути или автодороги устанавливается проектом, но должно быть не менее 2,5 м.
Высота уступа (подступа) должна обеспечивать видимость транспортных сосудов из кабины машиниста экскаватора.
Формирование временно нерабочих бортов карьера и возобновление горных работ на них должны производиться по проектам, предусматривающим меры безопасности труда.
1.1.2.5. При вскрышных работах, осуществляемых по бестранспортной системе разработки, расстояние между нижними бровками уступа полезного ископаемого и породного отвала устанавливается проектом или планом горных работ. При наличии железнодорожных путей или конвейеров расстояние от нижней бровки отвала до оси железнодорожного пути или оси конвейера должно быть не менее 4 м.
1.1.2.6. Расстояние между смежными бермами при погашении уступов и постановки их в предельное положение, ширина, конструкция и порядок обслуживания предохранительных берм определяются проектом. В процессе эксплуатации параметры уступов и предохранительных берм должны при необходимости уточняться по результатам исследований физико-механических свойств горных пород.
При погашении уступов должен соблюдаться общий угол наклона борта карьера, установленный проектом.
Во всех случаях ширина бермы должна быть такой, чтобы обеспечивалась ее механизированная очистка*.
________________