4.14. При проведении осмотров, определении степени опасности и мер по устранению выявленных дефектов и повреждений строительных конструкций, руководствуясь положениями настоящего раздела и принятыми в проекте здания решениями, необходимо учитывать указания глав СНиП и других действующих нормативных документов по проектированию и строительству, а также пособий к главам СНиП.
В частности, при анализе результатов измерений прогибов (выгибов) и перемещений строительных конструкций и их элементов следует считать допустимыми, не требующими специальных поверочных расчетов или выполнения других дополнительных работ (испытаний и т.п.), если полученные величины не превышают предельных значений, установленных главами СНиП 2.01.07 и по проектированию конструкций разного вида, в первую очередь в отношении конструкций зданий, подлежащих реконструкции, в случае отсутствия в эксплуатируемых конструкциях и их элементах других дефектов и повреждений (трещин, изменений структуры материала и пр.).
При измерениях отклонений положения в плане и по высоте, размеров, величин искривлений (включая, прогибы) строительных конструкций, элементов конструкций, крановых путей и геометрических характеристик соединений конструкций, выявлении других дефектов сварных соединений, соединений на болтах и высокопрочных дюбелях, включая определение плотности стяжки пакетов, определении усилий предварительного напряжения стальных конструкций и стальных элементов конструкций необходимо учитывать требования глав СНиП по производству и приемке работ при изготовлении элементов и возведении конструкций. В случае, если результаты выполненных измерений соответствуют требованиям указанных глав СНиП и другие дефекты или повреждения отсутствуют, перечисленные дефекты не требуют устранения.
Степень опасности и меры по устранению других дефектов и повреждений строительных конструкций устанавливаются, как правило, на основе поверочных расчетов, выполняемых в соответствии с положениями глав СНиП, пособий к ним и других действующих нормативных и инструктивных документов по проектированию и оценке технического состояния строительных конструкций, с привлечением в случае необходимости специализированных организаций.
4.15. Дефекты и повреждения несущих металлических конструкций и металлических элементов строительных конструкций включают:
смещение от проектного положения элемента или конструкции в целом, в том числе взаимное смещение элементов, являющееся, как правило, следствием недостатков монтажа, деформаций основания здания, смещения по другой причине или повреждения опор (фундаментов, стен и т.п.), перегрузки либо приложения нагрузки в месте, не соответствующем проектному;
несоответствие проектному сечения, длины или формы элемента либо вида соединения вследствие отступления от проекта в процессе изготовления, монтажа или эксплуатации (ремонта) конструкции;
отсутствие элемента конструкции (ветви связи, стойки или раскоса фермы и т.д.), не установленного в процессе изготовления или монтажа либо частично или полностью удаленного в процессе изготовления, монтажа или эксплуатации;
общее или местное искривление, коробление элемента либо конструкции в целом, вмятины, являющиеся следствием недостатков изготовления (сварки, сборки, правки), неправильной строповки или временного раскрепления, неправильного положения на транспортных средствах или на складе, нарушения технологии сварки при монтаже, ударов, перегрузки, приложения нагрузки в месте, не соответствующем проектному, влияния высоких или низких температур;
не предусмотренные проектом вырезы по краю или отверстия в элементах, умышленные (для прокладки коммуникаций, обеспечения габарита движения крана и др.) либо появившиеся вследствие прожога металла на разных этапах строительства или эксплуатации здания;
вырывы в элементах, разрывы или изломы, истирание элементов и т.п. вследствие, как правило, механических воздействий на разных этапах строительства или эксплуатации здания либо перегрузки в процессе эксплуатации;
трещины в основном металле элемента конструкции, включая околошовную зону сварного шва, возникшие, как правило, вследствие нарушений технологии изготовления (резки, клепки, сварки) конструкции, ее перегрузки, динамических или низкотемпературных воздействий в процессе изготовления, монтажа или эксплуатации;
расслоение металла (трещина, параллельная поверхности элемента), возникающее, как правило, в листах толщиной 36-40 мм вследствие скопления неметаллических включений;
трещины в сварных швах, являющиеся, как правило, результатом нарушений технологии сварки при изготовлении или монтаже конструкции, ее перегрузки, динамических или низкотемпературных воздействий в процессе строительства или эксплуатации;
дефекты сварных швов (неполномерность шва, наплывы и натеки наплавленного металла, подрезы основного металла, непровар в корне, шлаковые включения или поры, кратеры, резкие переходы от основного к наплавленному металлу, сужения или перерывы шва, прожоги, несоответствие катета или длины шва проекту) или отсутствие шва;
ослабление болтовых или заклепочных соединений (уменьшенное по сравнению с проектным количество болтов или заклепок, отсутствие гаек, контргаек или других средств фиксирования гаек, смещение осей болтов или заклепок от проектного положения, срез болта или заклепки, отрыв головки болта или заклепки, проворачивание болта или заклепки, дрожание или перемещение головки заклепки, непроектное натяжение высокопрочного болта, косая или вытянутая заклепка, смятие основного металла в соединении, трещины в основном металле, идущие от отверстия под болт или заклепку), что может быть следствием недостатков изготовления или монтажа конструкции, ее перегрузки или динамических воздействий в процессе строительства или эксплуатации;
дефекты головок заклепок (трещиноватость или рябина по поверхности головки, зарубка головки, маломерная или неоформленная заклепка, венчик вокруг головки, зарубка металла обжимкой, смещение головки с оси стержня), зазоры между головкой заклепки и склепываемым пакетом или между элементами склепываемого пакета, являющиеся следствием недостатков изготовления или монтажа конструкции;
коррозия металла (общая равномерная, общая неравномерная, пятнами, язвами, питтинговая или точечная, межкристаллитная, расслаивающая или подповерхностная, коррозионное растрескивание, щелевая или между смежными поверхностями), которая могла возникнуть вследствие несоответствия между составом противокоррозионного покрытия и эксплуатационной средой, нарушений технологии нанесения противокоррозионного покрытия (недостаточная очистка поверхности металла, неполное перемешивание компонентов краски, недостаточная толщина защитного слоя и т.п.) на заводе или при монтаже, эпизодического увлажнения поверхностей, несвоевременного возобновления противокоррозионной защиты в процессе эксплуатации, непосредственного контакта разнородных металлов, случайных механических повреждений на разных этапах строительства или эксплуатации и т.п.;
несоответствие марки или других характеристик металла проектным, как правило, представляющее собой дефект изготовления (возведения) конструкции или ее ремонта;
дефекты и повреждения противокоррозионных лакокрасочных (отсутствие покрытия, несоответствие вида или толщины покрытия проектному, разрушение слоя краски до слоя грунта, местные вспучивания или отслаивание краски, трещины в краске до поверхности металла, развитие под слоем краски очагов коррозии и появление ржавчины на поверхности и т.д.) и других защитных покрытий (трещины, отслаивание и т.д.), возникшие по причинам, аналогичным причинам коррозии металла.
4.16. Наиболее опасными дефектами и повреждениями металлических конструкций (элементов), требующими особого внимания при проведении осмотров и незамедлительного устранения, возможно с предварительным принятием временных мер по предотвращению аварийного обрушения, являются:
отсутствие элемента конструкции;
погнутость фасонки стержневой конструкции при наличии трещины в фасонке;
разрыв или излом элемента;
трещина в основном металле элемента, в частности в фасонке стержневой конструкции, в стенке балки под ребром жесткости или исходящая от ребра жесткости, переходящая со сварного шва;
расслоение металла;
продольная или поперечная трещина в сварном шве, отсутствие шва;
отклонение по крутящему моменту натяжения высокопрочных болтов более 20% от допускаемого отклонения;
смятие основного металла в болтовом или заклепочном соединении;