3.9. Замена или модернизация технологического либо инженерного оборудования здания, изменение конструкции или размещения технологических либо инженерных коммуникаций, характера или режима технологического процесса, размещенного в здании производства, вызывающие изменение статических или динамических нагрузок на строительные конструкции, состава или интенсивности выделений твердых, жидких или газообразных веществ из оборудования или коммуникаций либо приводящие к другим изменениям условий труда или воздействий на строительные конструкции, могут производиться только по специальным проектам, разработанным или согласованным генеральным проектировщиком здания.
Без согласования с генеральным проектировщиком не допускается, в частности, установка, подвеска или крепление иным способом (в том числе временное) на конструкциях не предусмотренного проектом технологического либо инженерного оборудования, подъемно-транспортных средств, трубопроводов и других устройств; изменение размещения технологического оборудования, внутрицехового транспорта или передаточных устройств; дополнительная нагрузка на конструкции от временно размещаемых материалов, изделий, грунта, устройств или механизмов, в том числе талей при производстве строительных или монтажных работ; использование конструктивных элементов здания в качестве якорей, оттяжек или упоров.
Проведение работ по демонтажу или монтажу оборудования либо коммуникаций должно быть согласовано с Отделом эксплуатации и ремонта зданий. Работы необходимо выполнять с обеспечением сохранности строительных конструкций.
3.10. Работы по прокладке или ремонту коммуникаций, связанные с образованием отверстий в железобетонных плитах перекрытий или покрытия здания для пропуска коммуникаций, рекомендуется производить с помощью алмазного или твердосплавного инструмента для резки или сверления. При этом отверстия в перекрытиях следует окаймлять бортиками высотой 300 мм с заведением гидроизоляции пола до верха бортика, а узлы пропуска коммуникаций через покрытие здания - в соответствии с требованиями главы СНиП II-26.
3.11. Приварка или крепление иным способом деталей подвески трубопроводов, светильников, кабелей и др. к арматуре железобетонных конструкций не допускается.
3.12. Установку антенн радио или телевидения, а также других устройств на кровлях следует производить с помощью специализированных предприятий (организаций) и только по проекту.
3.13. Превышение проектных нагрузок на строительные конструкции от кранового оборудования, нагрузок на полы, перекрытия, антресоли, переходы или площадки, на покрытие здания от материалов, деталей, снега, пыли и т.д., а также установленных скоростей передвижения внутрицехового транспорта или его резкое торможение не допускаются. На хорошо просматриваемых элементах конструкций или на специальных плакатах, табличках и т.п. внутри здания и на территории предприятия следует нанести и постоянно сохранять надписи, указывающие величины предельно допустимых нагрузок и скоростей движения транспорта по каждой зоне, а также места складирования различных материалов и изделий.
Складирование в здании и на прилегающей к нему территории материалов, готовой продукции, отходов производства и др. вне специально отведенных для этой цели мест не допускается.
3.14. Нарушение габаритов проходов, проездов и коридоров в здании и на прилегающей к нему территории, вызванное размещением в них громоздких предметов, оборудования, инвентаря и т.п., не допускается. Границы проходов и проездов необходимо четко обозначать на полах, плакатах, табличках и т.п.
3.15. Строительные конструкции необходимо предохранять от ударов и других механических воздействий в процессе работы мостовых кранов, напольного транспорта или других подъемно-транспортных и транспортных средств при транспортировке или разгрузке материалов и изделий; перемещения оборудования или его деталей волоком; выполнения строительно-монтажных работ, связанных с ремонтом, реконструкцией и т.д.
Не допускается сбрасывать на полы, выступающие выше пола части фундаментов и другие строительные конструкции детали оборудования, грузы и другие предметы; перетаскивать по полу тяжелые предметы или тару, связанные проволокой или полосовым железом, царапающим пол; катать непосредственно по полу тяжелые предметы (бочки, барабаны с кабелем и т.п.); применять в помещениях транспорт или механизмы на гусеничном ходу, применять, как правило, безрельсовые транспортные средства (тележки, тачки) на металлической ходу, если пол данного типа допускает применение только резиновых шин; применять, как правило, движение безрельсового транспорта в помещениях вне выделенных по проекту транспортных полос.
3.16. Участки конструкций, о которые возможны систематические удары транспортных средств или перемещаемых грузов (углы стен, колонн и столбов), рекомендуется защищать обрамлением из металла (листового или уголкового), дерева или обетонированием (колонн). Высота защитного обрамления (обетонирования) устанавливается в зависимости от вида, размеров и трассы перемещения транспортных (подъемно-транспортных) средств и грузов.
3.17. При перемещении тяжелых грузов (станков, деталей машин, бочек, барабанов с кабелем и т.п.) поверхности полов, лестничных ступеней, площадок и других строительных конструкций следует защищать досками, специальными деревянными щитами и т.п. Безрельсовые транспортные средства на металлическом ходу в случае необходимости могут быть применены с укладкой на полу катальных досок или металлических полос.
Трасса перевозки вне выделенных по проекту транспортных полос, перемещения волоком или иным не предусмотренным проектом способом должна быть согласована с Отделом эксплуатации и ремонта зданий и документально оформлена.
3.18. Ограничение динамических воздействий и эксцентрично приложенных нагрузок на строительные конструкции грузоподъемных кранов достигается своевременной рихтовкой и ремонтом подкрановых путей (не реже одного раза в 2-3 года для кранов с легким или средним режимом работы и не реже одного раза в год для кранов с тяжелым или весьма тяжелым режимом работы) с устранением смещений оси кранового рельса с оси подкрановой балки (более 20 мм), заменой погнутых болтов крепления крановых рельсов, устранением смещений оси ездовой балки подвесного крана (более 4 мм), а также путем устранения перекосов кранового моста в плане обеспечения плавности при подъеме и торможении груза, торможении тележки и моста крана и т.п. в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Изменение расстояния между осями крановых рельсов одного пролета и отклонение оси кранового рельса от прямой должно быть ликвидировано при помощи рихтовки рельсов. При необходимости производится рихтовка подкрановых балок по специальному проекту. При этом следует стремиться к совмещению осей балок и рельса.
Разность отметок головок рельсов в одном поперечном разрезе пролета, а также на соседних колоннах и по всей длине кранового пути должна устраняться вертикальным смещением опорных сечений подкрановой балки с помощью прокладок разных толщин, устанавливаемых на уступ колонн; допускается разность отметок устранять введением сплошной прокладки в виде стального листа под рельс; установка отдельных пластин или пакета не допускается. Совмещать температурный шов в рельсах и подкрановых балках, как правило, не допускается. Перечисленные работы выполняются обычно одновременно с горизонтальной рихтовкой подкрановых балок.
Перепад по высоте торцов смежных крановых рельсов необходимо исправлять путем замены рельсов или их рихтовки.
Взаимное смещение торцов смежных крановых рельсов в плане и зазоры в стыках рельсов следует ликвидировать горизонтальной рихтовкой рельсов.
Разность отметок нижних ездовых поясов подвесных путей в одном поперечном разрезе пролета здания и на соседних опорах, а также смещение осей ездовых балок для подвесных кранов с разбивочной оси пути должны устраняться вертикальной и горизонтальной рихтовкой ездовых балок.
Немедленной замене подлежат крановые рельсы с трещинами в головке, шейке или подошве рельса, а также с выколами или изломами в подошве либо с повышенным износом (смятием или истиранием поверхности катания головки, боковым истиранием головки, выбоинами, выкрошиванием металла или короткими волнообразными неровностями на поверхности катания головки).
3.19. Работа тельферов с боковой оттяжкой грузов не допускается.
3.20. Во избежание недопустимых динамических воздействий на полы при движении напольного транспорта рельсовые пути следует регулярно рихтовать и ремонтировать.
3.21. В целях предупреждения образования выбоин в стенах от ударов дверными приборами рекомендуется устанавливать приборы (остановы) в виде стержня с резиновой головкой, укрепляемые на полу или на стене.
Фиксировать распашные ворота в раскрытом положении следует специальными упорами, предотвращающими самопроизвольное закрывание.
3.22. Строительные конструкции и грунты основания здания следует предохранять от воздействия жидкостей и пара, используемых в технологическом процессе, в системах инженерного оборудования здания и при уборке, в связи с чем не допускаются: протечки, проливы и разбрызгивание жидкостей из оборудования или коммуникаций на строительные конструкции, протечки жидкостей в грунты основания здания; как правило, выброс жидкостей или пара на территории предприятия; использование ливневой или бытовой канализации для сброса растворов кислот, щелочей, солей либо других агрессивных жидкостей без их предварительной нейтрализации; скопление жидкостей на поверхностях полов, других строительных конструкций или на прилегающей к зданию территории; выброс отработанной воды или пара в окружающую атмосферу через проемы в наружных стенах; избыточное увлажнение поверхностей конструкций при мокрой уборке, приводящей к переувлажнению материалов конструкций или грунтов основания здания.
При ликвидации неисправностей технологического, инженерного оборудования или коммуникаций допускается на период проведения ремонтных работ выброс отработанной воды или пара на расстояние не менее 3 м от наружных стен зданий, наземных и подземных сооружений.
3.23. Необходимо содержать в исправном состоянии тепло-, паро- и гидроизоляцию технологического и санитарно-технического оборудования и трубопроводов, в том числе расположенных в пределах чердака, подвала, подполья и технических этажей; места переходов через трубопроводы должны быть оборудованы мостиками.
3.24. Сточные каналы, лотки, приямки и трапы следует периодически очищать от загрязнений, а перекрывающие их решетки и плиты содержать в исправном состоянии. Чистить каналы или приямки железными лопатами, ломами либо другими инструментами, которые могут повредить элементы конструкций каналов или приямков, не допускается. Дно каналов следует чистить деревянными инструментами, а затем промывать каналы водой из шлангов.