4.1. Общие положения
4.1.1. Доступ в машинные отделения и помещения должен быть обеспечен при любом состоянии моря и погоды. Выходы должны быть четко обозначены.
4.1.2. В проходах запрещаются установка выходящих из-под настила трубопроводов, органов управления (штоков и маховиков клапанов, клинкетов и т.п.), устройство лючков с выступающими закраинами и размещение других устройств, о которые можно споткнуться. В них не должны выступать части оборудования и систем.
Не допускается устанавливать клапаны паpa непосредственно над основными трапами и над основными проходами. В исключительных случаях, когда этого избежать нельзя, должно предусматриваться их экранирование со стороны трапа или прохода.
4.1.3. Плиты настилов и площадок должны быть хорошо пригнаны и закреплены, иметь отверстия или другие приспособления для снятия и установки, а также ровную поверхность, без выступающих краев, захватов, болтов и т.п. Не допускается устанавливать плиты на петлях. Размеры ячеек в решетках машинных отделений и помещений должны быть не более 40х40 мм.
Следует, по возможности, не допускать многоступенчатого расположения настилов в машинных помещениях судов.
4.1.4. На рифленых настилах направление рифления в проходах должно быть под углом не менее 30° к направлению преобладающего движения.
В тех случаях, когда в настилах на проходe сделан вырез, закрытие этого выреза должно иметь рифление, одинаковое с рифлением настила.
4.1.5. Площадки для обслуживания оборудования должны иметь леерное ограждение с двух сторон, если они не примыкают одной стороной к оборудованию, переборке или борту.
4.1.6. Для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства, устанавливаемые таким образом, чтобы исключалась необходимость перестропок и, по возможности, применения оттяжек.
4.1.7. Высота подъема гака основных подъемных механизмов должна обеспечивать возможность без перестропки проводить часто встречающиеся работы.
На основных подъемных механизмах должны быть предусмотрены надежные устройства для крепления их по-походному, расположенные в легкодоступных местах.
4.1.8. Должна быть предусмотрена возможность безопасного выполнения работ по осмотру, ремонту и уходу за стационарными грузоподъемными устройствами.
4.1.9. Для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в местах, где нет возможности пользоваться стационарным подъемными механизмами, над всем оборудованием должно быть установлено достаточное количество рымов и обухов для подвески талей. Расположение рымов и обухов должно обеспечивать безопасное выполнение работ по подвешиванию талей, подъему и перемещению ремонтируемых деталей, узлов и механизмов.
К рымам и обухам должен быть обеспечен безопасный доступ.
4.1.10. Тяжелые запасные части следует устанавливать на штатных местах в зоне, обслуживаемой основными подъемно-транспортными механизмами, или должна быть предусмотрена возможность механизированной подачи их в эту зону. Запчасти должны быть надежно закреплены на своих местах при помощи крепежных устройств.
Для хранения мелких запасных частей, арматуры и материалов должны быть предусмотрены стеллажи, шкафы, ящики и т.п.
4.1.11. В зоне действия подъемных устройств должно быть предусмотрено достаточно места для установки демонтированных на время ремонта деталей оборудования; для крупных деталей (поршней главных двигателей, цилиндровых втулок и т.п.) должны устраиваться площадки с приспособлениями для установки и крепления демонтированных деталей и узлов.
4.1.12. В механических мастерских должны предусматриваться грузоподъемные устройства, с помощью которых детали массой свыше 20 кг могут быть поданы для обработки на станки и внесены в зону действия подъемных устройств машинного отделения.
Грузовые балки подъемного механизма мастерской должны выходить в машинное отделение; при этом их следует делать неразрезными. В переборке мастерской должен быть предусмотрен закрывающийся проем (вырез), обеспечивающий свободный проход талей и груза.
Следует предусматривать возможность перестропки деталей и узлов с этих балок на основные грузоподъемные механизмы.
4.1.13. Закрытия световых люков машинного отделения должны быть оборудованы механизированным приводом, для осмотра и ремонта которого должен быть обеспечен безопасный доступ.
4.1.14. При установке в трубных туннелях и других стесненных местах исполнительных органов средств автоматизации, имеющих массу свыше 12 кг, должны быть обеспечены конструктивные мероприятия по транспортировке этих узлов (монорельсы с кареткой, тележки и т.п.).
4.1.15. При установке в машинном отделении или в его шахте датчиков, распределительных коробок, исполнительных механизмов и т.п. к ним должен быть обеспечен безопасный доступ для обслуживания и профилактики.
4.1.16. В щитах и пультах систем автоматизации с элементами, расположенных в постах управления, в отдельных помещениях и других местах, куда требуется доступ для обслуживания и регулировки, компоновка электрических цепей должна быть выполнена так, чтобы исключалась возможность поражения людей электрическим током. У щитов и пультов должны быть уложены диэлектрические коврики и дорожки.
4.1.17. Для хранения инструмента и приспособлений в удобных местах должны быть предусмотрены щиты с гнездами, ячейками, защелками и т.п., шкафчики и другие устройства, обеспечивающие надежное закрепление. Для установки и крепления по-походному механизированного инструмента должны предусматриваться соответственно оборудованные штатные места.
4.2. Котельные установки