3.1. Общие положения
3.1.1. Палубы в районах проходов и размещения швартовных, буксирных устройств и спасательных средств (а также наклонные участки палуб буксиров) должны иметь поверхности, предотвращающие скольжение: спецпокрытие, наварку противоскользящих шипов и т.п.
3.1.2. В трюмах универсальных сухогрузных судов должны быть предусмотрены приспособления для крепления канифас-блоков и тяжеловесных грузов. Приспособления не должны мешать передвижению по настилу трюма или выходить за габариты набора.
3.1.3. На грузоподъемных устройствах (кранах, стрелах) должны быть гаки, исключающие возможность самопроизвольной отстропки (удлиненные, с закрытым зевом и т.п.).
3.2. Швартовные и якорные устройства
3.2.1. Взаиморасположение и высота установки киповых планок, клюзов, роульсов, кнехтов и швартовных механизмов должны проектироваться с учетом того, чтобы:
обеспечивать проводку трасс швартовных канатов на расстоянии около полудиаметра каната от тумб кнехтов, по возможности, без использования роульсов;
обеспечивать нормальное положение канатов на турачках, а также на кнехтах, исключающее поджатие их к головкам последних и самопроизвольное сбрасывание шлагов;
обеспечивать заход каната на турачку под углом 90° к оси турачки;
исключать возможность соскальзывания канатов под натяжением с киповых планок и роульсов;
исключать возможность касания швартовными канатами кромок бортов, палуб, трапов и других конструкций, а также пересечение ими выходов из помещений и основных проходов;
обеспечивать безопасный перенос, крепление и отдачу стальных канатов на кнехтах, а также наложение стопоров.
3.2.2. При устройстве площадок, увеличивающих высоту рабочего места оператора, управляющего якорно-швартовным механизмом, в ограждении площадки должны предусматриваться проходы с двух сторон шириной не менее 600 мм.
Площадка должна быть такой ширины, чтобы оператор во время торможения ленточным тормозом вытравливаемой якорной цепи мог находиться вне плоскости вращения звездочки якорного механизма.
3.2.3. Турачки швартовных механизмов должны находиться на такой высоте, чтобы не затруднять обслуживание при закладке швартовных канатов. Если верхний край горизонтальной турачки швартовного механизма находится на расстоянии более 1300 мм от палубы, а вертикальной турачки - более 1500 мм, то должны быть предусмотрены помосты соответствующей высоты.
3.2.4. Для работы на коренном конце у турачек швартовных механизмов должно быть обеспечено свободное пространство на палубе, не загроможденное никакими устройствами на расстоянии не менее 2500 мм от ближайшей точки образующей турачки по линии натяжения каната.
3.2.5. Расстояние между кнехтами и ближайшими бортовыми швартовными клюзами должно быть не менее 1500 мм* (считая от кромки клюза до ближайшей тумбы кнехтов). Не допускается устанавливать кнехты ближе 800 мм (на малых судах ближе 600 мм) от якорных цепей (от линии "якорный механизм - палубный якорный клюз"), а также ближе 400 мм от фальшборта или других рядом стоящих конструкций.
________________
* Не относится к кнехтам с вращающимися тумбами.
3.2.6. Не допускается устанавливать наклонные кнехты (V-образные).
3.2.7. Выступающие над палубой коробчатые фундаменты кнехтов следует закрывать со всех четырех сторон.
3.2.8. На судах должны устанавливаться автоматические швартовные лебедки. Общее количество швартовных канатов, заводимых с одно- и двухбарабанных лебедок, должно обеспечивать надежную стоянку судов в портах. Там, где невозможно разместить требуемое число швартовных лебедок или их применять нецелесообразно, рекомендуется устанавливать кнехты с вращающимися тумбами, или другие устройства для механизации работ по числу канатов, предусмотренных характеристикой снабжения судна.
3.2.9. На комингсах люков помещений, предназначенных для хранения канатов, должны быть предусмотрены приспособления (роульсы или другие), предотвращающие повреждение канатов.
3.2.10. Швартовные синтетические канаты должны быть плетеными.
3.2.11. Вьюшки следует располагать по возможности на одной палубе со швартовными устройствами и на обоих бортах судна (или в диаметральной плоскости), т.е. так, чтобы исключалась необходимость переноса канатов с противоположного борта.
В случае необходимости расположения вьюшек на вышерасположенной палубе следует устанавливать металлические ролики или подушки для предотвращения трения канатов о надстройку, комингсы и др.