Статус документа
Статус документа

РД 31.81.01-87 Требования техники безопасности к морским судам

2. УСТРОЙСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

     

2.1. Общие положения

2.1.1. Для входа на судно, доступа к помещениям и к рабочим местам, расположенным на различных палубах и уровнях, должны быть предусмотрены удобные и безопасные пути сообщения, сконструированные с таким расчетом, чтобы они надежно выдерживали возникающую в эксплуатации максимальную нагрузку.

2.1.2. Настилы в проходах должны иметь ровную поверхность (без трубопроводов, выступающих болтов, роликов, канатов, измерительных и наливных втулок, органов управления систем, элементов крепления груза и других выступающих конструкций или углублений) и изготовляться из материалов (или с покрытиями), предотвращающих скольжение.

2.1.3. Ширина дверного проема в свету должна быть не менее 600 мм, высота дверного проема (считая от палубы) - не менее 1850 мм. Если для удобства перехода через комингс на нем установлена ступень, то указанная высота дверного проема отсчитывается от ступени (ступень устанавливается на половине высоты комингса). Ступени должны устанавливаться на комингсах, высота которых превышает 380 мм, или в том случае, если суммарная высота и ширина комингса более 500 мм.

2.1.4. Для повышения безопасности прохода из надстройки в машинное отделение или в носовую оконечность судна рекомендуется устройство подпалубных проходов, переходных мостиков, конструктивно предусмотренных проходов между перевозимым грузом и т.п., шириной не менее 600 мм. Подпалубные проходы должны быть теплоизолированы и оборудованы системой вентиляции и освещением.

2.1.5. Для перехода с борта на борт на верхней палубе в районе между надстройкой и носовой оконечностью судна должно быть предусмотрено не менее двух проходов или переходов. При носовом расположении надстройки такие же проходы должны предусматриваться между надстройкой и кормовой оконечностью.

2.1.6. Все проходы в районе трюмов и переходы с борта на борт должны быть шириной не менее 600 мм в свету. В технически обоснованных случаях и по согласованию между поставщиком, заказчиком и технической инспекцией труда допускается в носовой оконечности судна сужение прохода до 450 мм в свету.

2.1.7. Бортовые порты, в которых предусмотрена установка трапов, должны иметь штатное (съемное или другое) ограждение, исключающее падение людей через открытый борт до установки трапа или сетки.

2.1.8. На судах, где высота палубы ходового мостика до кают-компании или от нижнего настила машинного отделения до палубы жилых помещений превышает 10 м, должен быть установлен пассажирский (или грузо-пассажирский) лифт.

Лифт должен удовлетворять следующим требованиям:

в верхней части кабины люка должен быть аварийный выход размером не менее 600х600 мм;

должны быть блокировка люка кабины с пуском лифта, автоматическая фиксация крышки люка; ступеньки (или трап) на стенке кабины для доступа к люку аварийного выхода;

должна быть обеспечена возможность подачи сигнала из кабины лифта в ЦПУ или на ходовой мостик в случае остановки лифта; рекомендуется установка телефона;

должна быть блокировка хода кабины с закрытием дверей кабины и шахты лифта;

двери кабины, а также шахты лифта должны открываться изнутри без приспособлений;

размеры шахт лифта должны обеспечивать отстояние верха (крышки) и низа (днища) кабины лифта от расположенных над ней и под ней конструкций при нахождении лифта в крайних положениях - не менее чем на 1500 мм;

в шахте должен быть вертикальный трап или скоб-трап; при этом должна быть обеспечена возможность безопасного перехода с трапа (скоб-трапа) шахты к дверям;

расположение трапов в шахте и кабине должно быть таким, чтобы движение человека осуществлялось в одной вертикальной плоскости;

должны быть вентиляция шахты лифта, наличие соответствующих вентиляционных отверстий в кабине и освещение шахты лифта.

2.1.9. В проходах, в служебных, жилых и бытовых помещениях должны предусматриваться штормовые поручни. В проходах такие поручни следует располагать на высоте 900-1200 мм от палубы, в бытовых и других помещениях - в соответствии с указаниями Санитарных правил.

Для крепления штормовых лееров, натягиваемых в случае необходимости прохода вдоль открытых палуб, должны быть предусмотрены соответствующие скобы, рымы или другие устройства.

2.1.10. В помещениях, расположенных под палубой бака, при отсутствии или невозможности входа с верхней палубы по условиям загрузки должен быть обеспечен вход с бака по наклонному трапу, защищенному сходной рубкой. Его устройство должно соответствовать подразделу 2.2.

В отдельных случаях (при конструктивной невозможности) по согласованию с технической инспекцией труда допускается вместо сходной рубки устанавливать сходный люк с крышкой, имеющей стопорное устройство.

На судах, где не предусмотрен бак, один из входов в помещения, расположенные в носовой оконечности, имеющие сообщение только с верхней палубой, должен быть защищен сходной рубкой. Двери для входа в сходные рубки должны располагаться со стороны кормы.

На судах, имеющих буксирное устройство (ледоколы, буксиры, спасательные суда и др.), сходные рубки в жилые помещения и люки в машинные отделения должны размещаться в нос от переборки, на которой установлено буксирное устройство.

2.1.11. Величина углов наклона судовых трапов, ширина и шаг ступеней (расстояние между ними) должны обеспечивать достаточные размеры опорной поверхности для ног при движении по трапу и нормальный шаг человека* (600-680 мм).

_________________