Статус документа
Статус документа

РД 31.81.01-87 Требования техники безопасности к морским судам

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     

1.1. Общие положения

1.1.1. Требования разделов 1-7 должны выполняться на судах любого назначения. На судах специального назначения, помимо требований указанных разделов, должны быть выполнены специальные требования соответствующих разделов.

1.1.2. Все находящиеся на судне люди должны быть защищены от опасных и вредных влияний, угрожающих здоровью и жизни (травм, ожогов, поражения электрическим током, отравления, воздействия высокочастотных электромагнитных полей, радиоактивных излучений, перегрева, шума, вибрации и др.).

1.1.3. Все виды оборудования, трубопроводы и другие поверхности, нагревающиеся свыше 60 °С и могущие вызвать ожоги, должны быть оснащены средствами для их предотвращения (изолированы, оснащены экранами или др.).

1.1.4. На судне должны быть обеспечены безопасные переходы между жилыми и служебными помещениями, рабочими местами.

Во всех местах постоянного и временного пребывания людей, а также на путях сообщения должны быть предусмотрены меры по предотвращению скольжения, падения с высоты и за борт.

Водонепроницаемые металлические двери должны иметь объединенный привод, обеспечивающий быстрое и надежное задраивание-отдраивание. Эта операция должна выполняться не более чем двумя рукоятками.

1.1.5. Наружные части судовых конструкций на рабочих местах и на путях сообщения не должны иметь режущих или колющих кромок. Если выступающие части оборудования обращены к проходу, необходимо предусматривать конструктивные меры безопасности, исключающие возможность получения травм.

1.1.6. На всех электрических, пневматических и других судовых механизмах (шлюпочные, траповые лебедки и т.п.), имеющих дополнительный ручной привод (рукоятку), должны быть предусмотрены блокирующие устройства, исключающие возможность пуска двигателя при включенном ручном приводе.

Конструкция собачки храповых соединений должна предусматривать безопасность рассоединения их с храповыми колесами.

Все винтовые, шпоночные и клиновые соединения, применяемые в подъемных устройствах, должны быть предохранены от самопроизвольного рассоединения. Рукоятки ручных приводов механизмов должны складываться, облицовка рукояток должна свободно вращаться.

1.1.7. Для применения пневматических средств малой механизации на судне должна быть выполнена разводка сжатого воздуха с устройствами для присоединения шлангов с таким расчетом, чтобы обеспечивалась возможность применения пневматического инструмента в любой точке открытых палуб.

1.1.8. Устройства подсоединений переносных электро- и пневмоинструментов (агрегатов) должны быть в удобных местах, не загромождать проходов и должны быть защищены от механических повреждений.

1.1.9. В грузовых трюмах для замера температуры и влажности, где это необходимо по роду перевозимого груза, рекомендуется предусматривать дистанционные системы.

Рекомендуется также предусматривать дистанционные датчики предельного уровня воды в сточных колодцах и уровня воды в балластных танках.

1.1.10. На судне должна быть обеспечена безопасная и удобная механизированная погрузка с двух бортов, как правило, непосредственно в кладовые судовых запасов, имущества и других грузов, необходимых для эксплуатации судна. При необходимости для доставки указанного к местам хранения, в дополнение к грузоподъемным устройствам, рекомендуется предусматривать монорельсы с тельфером, транспортные тележки и другие средства механизации. На судах с большими свободными поверхностями открытых палуб следует предусматривать тележки также для транспортировки инвентаря, материалов и другого имущества в процессе эксплуатации судна.

1.1.11. Дверцы шкафов, рундуков, а также все выдвижные ящики должны иметь фиксирующие устройства, не допускающие их самопроизвольного открытия во время качки и вибрации. При необходимости должны устанавливаться упоры-ограничители.

Передвижная (не стационарно установленная) судовая мебель должна иметь штормовые крепления.

1.1.12. Все устройства и детали для крепления груза и запчастей, перемещаемые и устанавливаемые вручную, должны иметь массу не более 16 кг.

1.1.13. Для мытья, окраски и ремонта высоко расположенных вертикальных поверхностей (стены надстроек, рубок, кожух дымовой трубы, мачты и т.п.) должно быть предусмотрено необходимое количество рымов, обухов, других устройств, предназначенных для подвески беседок. Рекомендуется на высоких вертикальных лобовых и боковых стенках надстройки, а также в районах труднодоступного оборудования устанавливать ажурные площадки общей шириной (считая от переборки) не менее 300 мм. При этом допускается применение нескольких рядов прутковой стали квадратного сечения, поставленных на ребро, с расстоянием между ними и между ближним прутком и вертикальной переборкой не более 60 мм.

1.1.14. В местах выполнения судовых работ, связанных с опасностью падения с высоты, должны быть предусмотрены устройства для крепления карабина страховочного пояса. Устройства для крепления карабина должны быть такой конструкции, чтобы исключалась необходимость его перезакрепления во всей зоне проводимых работ.

1.1.15. Для определения количества жидкого газа СО в баллонах для тушения пожара должны предусматриваться современные методы и технология работ, исключающие применение тяжелого физического труда. В случае применения метода взвешивания баллонов должны быть предусмотрены условия, позволяющие выполнять эту работу непосредственно на месте установки каждого баллона без больших физических усилий.

1.1.16. На мачтах, флагштоках, стойках и т.п., высота которых превышает 2 м, должны быть предусмотрены средства для доступа к нему. Если этих устройств нет, то мачты, флагшток, стойка должны проектироваться заваливающимися на палубу.

1.1.17. Из помещений, в которых возможно скопление воды на палубах, а также из мест возможного застоя воды на открытых палубах должен быть обеспечен сток.

1.2. Устройство рабочих мест

1.2.1. Постоянные рабочие места запрещается располагать: