1.1. Настоящие Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда, строительные машины, материалы) при устройстве рельсовых судовозных путей, стапелей и слипов и составления сметных расчетов (смет) ресурсным и ресурсно-индексным методами. ГЭСН являются исходными данными для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок) и других нормативных документов, применяемых для определения сметной стоимости работ по устройству и реконструкции судовозных путей стапелей и слипов.
1.2. ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных работ. ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.
1.3. Нормы сборника распространяются на работы по устройству судовозных путей стапелей и слипов, выполняемые при сооружении объектов любого назначения.
Сборник содержит элементные сметные нормы на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих судовозных путей, стапелей и слипов.
1.4. Нормами сборника учтено электроснабжение механизмов и инструментов от постоянного источника питания.
1.5. Нормами сборника предусмотрены затраты на буксировку технических и плавучих средств от причалов строительства к месту производства работ и обратно, а также перемещение их по фронту работ.
1.6. Нормами таблицы 43-01-003 учтен расход подкладок на 10 м рельсовой нитки.
При отклонении расхода подкладок по рабочим чертежам более чем на ±10% от приведенного в таблице расход подкладок принимать по проекту.
1.7. Нормами таблиц 43-01-00443-01-009 предусмотрена укладка и балластировка рельсовых путей для подводной части слипа.
Затраты на балластировку рельсовых путей стапелей в надводной части слипа определять по сборнику ГЭСН-2001-28 "Железные дороги".
1.8. Нормы таблиц 43-01-006, 43-01-008, 43-01-009, 43-03-001 (нормы 24), в которых учтена работа плавучих несамоходных средств, предусматривают производство работ в речных условиях на защищенной акватории.
При производстве работ на незащищенной акватории с применением строительных плавучих несамоходных средств следует дополнительно предусматривать охранные (дежурные) буксиры, количество, мощность и время работы которых должно быть обосновано и определено проектом организации строительства (ПОС).
Отнесение условий строительства к категории защищенной или незащищенной акватории определяется проектом.
1.9. Затраты по выправке стапельных путей слипов следует определять по сборнику ГЭСН-2001-28 "Железные дороги".
1.10. Нормы таблицы 43-03-001 приведены на первичную (нормы 2, 3) и каждую последующую (норма 4) обкатку наклонных путей слипа. Количество последующих обкаток устанавливается проектом.
1.11. На работу водолазных станций, учтенных таблицами 43-01-006, 43-01-008, 43-01-009 и 43-03-001 (нормы 24), распространяются требования п.1.4 технической части сборника ГЭСН-2001-44 "Подводно-строительные (водолазные) работы".