5.1. Снятие статической характеристики маятника
5.1.1. Статическая характеристика маятника представляет собой зависимость выхода штифта (буксы) маятника от частоты вращения или частоты тока.
Целью снятия статической характеристики является определение:
ее линейности;
крутизны характеристики;
мертвой зоны (нечувствительности);
выхода штифта маятника при номинальной частоте вращения.
Характеристика маятника может быть снята разными способами:
при остановленном агрегате (маятник приводится во вращение электродвигателем постоянного тока с регулируемой частотой вращения);
при работе агрегата в режиме холостого хода;
на ограничителе открытия или на ручном управлении;
на автоматическом управлении в пределах зоны действия MИСB.
Частота вращения маятника определяется при установившемся ее значении путем измерения частоты напряжения возбужденного генератора, если частота пендель-генератора отлична от 50 Гц. При этом значение напряжения генератора рекомендуется поддерживать неизменным.
Выход штифта измеряется индикатором с погрешностью ±0,005 мм.
На регуляторах с непосредственным сочленением маятника с иглой или буксой побудительного золотника (регуляторы типов Р, PC, РКМ и т.д.) измеряется ход тяги обратной связи к побудительному золотнику при работе на МИСВ в установившемся режиме. Полученная при этом характеристика (рис.1) будет показывать суммарную мертвую зону маятника и побудительного золотника.
Рис.1. Статическая характеристика маятника с зоной нечувствительности:
1 - точки прямого хода; 2 - точки обратного хода
Для обнаружения нечувствительности характеристику маятника следует снимать при повышении и снижении частоты вращения. Точки прямого и обратного ходов нанести на график и соединить плавной линией.
5.1.2. Примерный вид статической характеристики маятника показан на рис.1. Мертвая зона маятника определяется из выражения
. (1)
Разброс точек при прямом или обратном ходе обычно вызван недостаточной точностью измерения. Мертвая зона современных маятников очень мала (около 0,01%).
В пределах полного хода штифта маятника характеристика должна быть линейной.
По характеристике определяется неравномерность маятника, равная значению изменения частоты вращения, необходимому для полного хода его штифта и выраженному в процентах от средней частоты вращения: