В условиях рыночной экономики и самостоятельного выхода физических и юридических лиц на международный рынок многие предприятия, фирмы, объединения закупают средства информационной технологии (ИТ) самых различных фирм и производителей. При этом в поисках оригинальных высокопроизводительных и экономичных средств часто игнорируются вопросы взаимной совместимости и обеспечения взаимодействия этих средств в единой системе или сети.
Подобный подход в той или иной мере в разные годы наблюдался во многих странах, в том числе и высокоразвитых (например, в США). В условиях ограниченных ресурсов такой подход для России экономически разорителен и недальновиден.
В определенной мере такой подход в предыдущие годы оправдывался некомплектностью международных стандартов ИСО, что побуждало многих обращаться к практически апробированным изделиям ведущих фирм типа IBM (сетевая концепция SNA), PDP и др.
Однако еще в середине 80-х годов многими была осознана перспективность международных стандартов по взаимосвязи открытых систем (ВОС), что привело к созданию объединений OSINET, EWOS, COS, AOW и др., основой деятельности которых стала поддержка, распространение и внедрение концепций ВОС, а многие страны (США, Франция, Великобритания, Япония, Германия и др.) включили эталонную модель ВОС в свои генеральные планы развития ИТ и приняли ее на государственном уровне. Это определялось тем, что среди большого разнообразия методов работы средств ИТ методы, принятые в качестве международных стандартов, в течение многих лет исследовались в научных лабораториях, практически апробированы во многих странах, согласованы десятками стран и предусматривают возможности дальнейшего развития технологии.
При этом следует учитывать, что в последние годы разработчики средств и систем ИТ сталкиваются уже не с некомплектностью международных стандартов, а с трудностями ориентации в их многообразии.
Возможность существенного упрощения этой проблемы представляют собой профили базовых стандартов и функциональные стандарты, разработкой которых в последние годы занимаются десятки организаций и объединений, а с 1987 г. - Международная организация по стандартизации - ИСО, которая создала для этой цели при СТК1 "специальную группу функциональной стандартизации" (СГФС). К концу 1994 г. СГФС разработала около 50 международных функциональных стандартов (МФС) и подготовила свыше 100 проектов МФС.
Профиль определяет комбинацию базовых стандартов, которые в совокупности выполняют четко определенную функцию ИТ (решение конкретной прикладной задачи при работе через конкретную сеть или комбинацию сетей). Профили классифицированы по группам и типам решаемых задач (таксономия профилей) (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-1-93). Основными являются две группы профилей: группы А (прикладные), определяющие набор базовых стандартов трех верхних уровней эталонной модели ВОС, и группы Т (транспортные), определяющие набор базовых стандартов четырех нижних уровней эталонной модели ВОС.
Функциональный стандарт представляет собой согласованный в международном или национальном масштабе документ, охватывающий один или несколько профилей. Одна из наиболее важных задач МФС состоит в том, чтобы стать основой разработки международно признанных аттестационных тестов и центров тестирования (сертификации).
Наличие в международном масштабе большого задела работ по базовой и функциональной стандартизации информационной технологии и достигнутые во многих странах и различных международных объединениях практические результаты по внедрению разработанных стандартов ВОС ИСО привели к следующей стадии работ - к созданию правительственных профилей взаимосвязи открытых систем, GOSIP (Government Open Systems Interconnection Profile), принятых во многих странах на государственном уровне.
Правительственный профиль ВОС отражает в концентрированном виде техническую политику государства в области информационной технологии.
Среди правительственных профилей наибольшей известностью пользуются GOSIP США (версии 1, 2 и 3) и GOSIP Великобритании. Свои национальные профили ВОС создали Франция, Швеция, Япония, многие другие страны и различные межгосударственные объединения, в том числе:
- Европейский комитет по стандартизации/Комитет по стандартизации электротехники, CEN/CENELEC;
- Группа содействия разработке и применению стандартов, SPAG;
- Европейская рабочая секция по открытым системам, EWOS;
- Группа пользователей протокола автоматизации производств, MAP;
- Корпорация открытых систем США, COS;
- Группа ИТ международного общественного сектора, IPSIT;
- Рабочая группа по ВОС Азии и Океании, AOW;
- Консорциум X/Open.
Развитие и реализация правительственных профилей взаимосвязи открытых систем, GOSIP, отражает попытки правительств обеспечить соответствие изделий информационной технологии, приобретаемых различными их департаментами, текущим стандартам по ВОС и тем самым обеспечить, по меньшей мере, некоторую гарантию их совместной работы.
К возможным преимуществам такого подхода относятся:
- высокая экономичность; необходимость дополнительных изделий для работы с несовместимыми системами снижается;
- значительное повышение эффективности; взаимосвязь оборудования ИТ различных организаций позволяет улучшить обмен данными и повысить степень коллективного использования ресурсов ИТ.
Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России (Госпрофиль ВОС России) ставит своими задачами:
1) Придать статус государственной политики России в области информационной технологии ориентации на международные стандарты ИСО/МЭК, МСЭ-Т (МККТТ) по взаимосвязи открытых систем.
2) Определить набор взаимоувязанных цепочек базовых и функциональных стандартов, направленных на решение самых различных прикладных задач (электронная почта, архитектура учрежденческих документов, передача файлов, обработка заданий и транзакций, виртуальные терминалы, телетекс, фототелеграф, видеотекс и др.) и на работу по различным типам распределенных сетей связи и передачи данных и локальных вычислительных сетей.
3) Систематизировать международные и государственные (Россия) стандарты и рекомендации, отразив существующие между ними взаимоотношения.
4) Установить поэтапный характер разработки Госпрофиля ВОС России, определив более подробно его первую версию.