Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения (с Изменением N 1)

     3 Общие понятия


В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 30772 и ГОСТ Р 51750, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 воспроизводственный подход к менеджменту: Подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара, для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

3.2 долговечность: Свойство товара сохранять работоспособное состояние в течение времени, указанного в технической документации.

Примечание - К показателям долговечности относят нормативный срок службы (срок хранения) товара, срок службы до первого капитального ремонта и др.

3.3 качество: Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности [3].

Примечание - Качество объекта - это сравнительная степень удовлетворенности субъекта установленной и воплощенной градацией свойств назначения объекта [5].


(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4 маркетинг: Совокупность принципов, методов и средств управления предприятием по разработке новой продукции, сбыту товара, предоставлению услуг, рекламе и ценообразованию на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке [3].

3.5 менеджмент: Вид профессиональной деятельности людей, которая включает совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли, и которая использует научные подходы, концепции маркетинга и человеческий фактор.

Примечание - Ресурсосбережение является важнейшим инструментом повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

3.6 маркетинговый подход к менеджменту: Подход, предусматривающий ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач в условиях рыночных отношений.

Примечание - К основным критериям маркетинга относят:

- повышение качества объекта;

- удовлетворение нужд потребителей;

- экономию ресурсов в производстве за счет повышения качества;

- экономию ресурсов у потребителя за счет совершенствования конструкции и повышения качества изготовления;

- безопасность и защиту окружающей среды.

3.7 нормативный подход к менеджменту: Подход, при котором в нормативной документации устанавливают элементы функционирования (планирование, обеспечение, улучшение, управление) и воздействия на системы менеджмента качества, экологичности, безопасности, ресурсоэффективности на основе принципов комплексности, обоснованности, перспективности по времени и масштабу применения.

3.8 объект: Стационарный или передвижной технический объект, на котором осуществляют один или более видов производственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, а в общем случае любые виды проектируемых изделий изготавливаемых видов продукции, реализуемых на рынке товаров.

3.7, 3.8 (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.9 показатель: Величина или величины, позволяющие судить о состоянии объекта.

Примечание - Показатели подразделяют следующим образом:

- единичные и групповые;

- аналитические, прогнозные, плановые, отчетные, статистические;

- технические, экономические, экологические, социальные, организационные и др.;

- абсолютные, относительные (например, КПД), структурные (например, затраты на НИОКР составляют 2% суммарных затрат за жизненный цикл объекта), удельные (например норматив расхода топлива на 100 км пробега автомобиля, удельная цена как отношение цены объекта к полезному эффекту за его нормативный срок службы);

- среднеарифметические, средневзвешенные и др.

3.10 показатели надежности продукции: Конструктивные характеристики продукции, присущие (свойственные) ей и определяющие ее безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость свойств и долговечность при применении продукции по функциональному назначению.