5.1. Определение размера вероятного вреда в результате аварии ГТС для сценария наиболее тяжелой аварии и сценария наиболее вероятной аварии проводится поэтапно.
5.1.1. На первом, предварительном, этапе:
составляется перечень возможных сценариев аварий на ГТС, обосновываются (выбираются) и описываются возможные сценарии наиболее тяжелой аварии (при соответствующем обосновании допускается определение одного сценария наиболее тяжелой аварии) и сценарий наиболее вероятной аварии;
по выбранным сценариям аварий ГТС определяются зоны вредного воздействия, количественные (натуральные) показатели вреда в результате аварии (количество пострадавших людей, степень загрязнения компонентов природной среды и т.п.);
для гидродинамических аварий определяются зоны затопления и показатели последствий силового воздействия волны прорыва на человека, здания и сооружения, показатели последствий аварии по воздействию на окружающую среду;
определяются возможные сценарии наиболее тяжелой аварии ГТС по максимальным значениям и сочетаниям натуральных показателей различных составляющих вероятного вреда, затем по этим сценариям определяется вероятный вред в денежном выражении и выделяется сценарий с максимальным значением вероятного вреда в денежном выражении.
5.1.2. На втором этапе:
денежные оценки вероятного вреда по сценарию наиболее вероятной аварии и полученному сценарию наиболее тяжелой аварии группируются согласно показателям социально-экономических последствий аварий ГТС;
составляется документ "Расчет вероятного вреда".
Определение вероятного вреда выполняется со ссылкой на используемые методические указания, нормы оценки размера ущерба с обоснованием их использования при определении вероятного вреда. Денежные оценки составляются с перечнем использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий ГТС, чрезвычайных ситуаций и их последствий, перечнем использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения, указанием принятых при определении вероятного вреда допущений.
Расчет вероятного вреда может также содержать иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера такого вреда.
5.2. Порядок обоснования сценария наиболее тяжелой аварии и сценария наиболее вероятной аварии для определения вероятного вреда в денежном выражении приведен в приложении 2 к настоящей Методике.
5.3. Денежные выражения расчета убытков в результате аварии ГТС группируются для каждого сценария аварии ГТС по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий ГТС.
В общем виде вероятный вред от аварии на ГТС (по основным составляющим) определяется как сумма:
, (5.1)
где - полные убытки (полный ущерб) от аварии ГТС;
- затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести и травматизма людей;
- ущерб основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца ГТС;
- ущерб готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца ГТС;
- ущерб элементам транспорта и связи, жилому фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;
- расходы на ликвидацию последствий аварии.
В состав общего ущерба могут включаться прочие виды ущерба, не входящие в основные составляющие по определению вероятного вреда.
В этом случае
, (5.2)
где - прочие виды ущерба.
5.4. Затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести и травматизма людей, определяются как сумма