Статус документа
Статус документа

СанПиН 2.5.2-703-98 Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания

     2.2.2. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

2.2.2.1. При проектировании систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в качестве расчетных следует принимать значения температур и относительной влажности наружного воздуха, указанные в ГОСТ 24389-80 (п.1.4.27), извлечение из которого приведено в Приложении 1.

2.2.2.2. При оборудовании судовых помещений системами отопления и вентиляции в холодный и теплый периоды должны быть обеспечены микроклиматические условия, указанные в таблице 2.7.

2.2.2.3. При проектировании систем отопления должны выполняться следующие требования.

.1. В судовых помещениях могут предусматриваться системы воздушного и водяного отопления. Применение парового отопления допускается в машинных и санитарно-гигиенических помещениях.

Применение электрического отопления допускается при соответствующем обосновании по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

.2. Расчет системы отопления производится на компенсацию теплопотерь помещения при наружной расчетной температуре бассейна, для которого проектируется судно.

.3. Отопительные приборы должны иметь устройства для регулирования температуры воздуха в помещении. Конструкция отопительных приборов должна обеспечить удобную очистку их от пыли.

Установка отопительных приборов должна осуществляться, по возможности, у бортов и наружных переборок. Установка их у изголовья коек, а также под койками и диванами не допускается.

.4. Температура воздуха, подаваемого в помещение системой воздушного отопления, не должна быть выше 40°С. Должна быть предусмотрена ручная дорегулировка температуры приточного воздуха.

.5. Минимальные нормы подачи воздуха в помещения при воздушном отоплении приведены в таблице 2.8.

.6. Трубы парового отопления должны быть закрыты кожухом для предохранения от ожогов.

2.2.2.4. При проектировании системы вентиляции должны быть выполнены следующие общие требования.

.1. Все судовые помещения должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с естественным или искусственным побуждением.

.2. Количество воздуха, подаваемого в помещение (расчетный воздухообмен) в теплый период, должно определяться расчетом или приниматься по таблице 2.8. В холодный период количество воздуха, подаваемое в помещение, должно быть не менее минимальной нормы, также указанной в таблице 2.8.

.3. Все воздухозаборные устройства должны располагаться в местах, исключающих попадание в них загрязненного воздуха, газов и воды. Взаимное расположение приточных и вытяжных вентиляционных отверстий не должно допускать попадания удаляемого воздуха в приточные устройства системы вентиляции.

.4. Воздуховоды приточной вентиляции должны располагаться на удалении от нагреваемых поверхностей. При прокладке воздуховодов в помещениях с повышенной температурой, во избежание вредного нагрева воздуха, они должны быть теплоизолированы.

Для очистки воздуховодов от засорений предусматриваются отверстия со съемными крышками.

.5. На судах, предназначенных для перевозки пылящих грузов, в системе приточной вентиляции должны быть установлены фильтры, обеспечивающие эффективную очистку воздуха.

.6. Для помещений, где возможно выделение вредных газов и специфических запахов (машинные помещения, санитарно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения, помещения медицинского назначения, помещения пищеблока), должна предусматриваться отдельная (автономная), не связанная с общесудовой система вентиляции (см. таблицу 2.8.)

2.2.2.5. При проектировании вентиляции жилых и общественных помещений должны быть выполнены следующие требования.

.1. В каютах экипажа и пассажиров, в пассажирских салонах, столовых - кают-компаниях, ресторанах и т.п. предусматриваются, как правило, искусственный приток и естественная вытяжка.

На судах, не предназначенных для транспортировки (в т.ч. буксировки, толкания) нефтепродуктов, с мощностью главных двигателей до 441 кВт, а также в пассажирских салонах СДПП для теплого периода может предусматриваться естественная вентиляция.

В качестве расчетных средств приточной естественной вентиляции могут использоваться: на водоизмещающих судах - окна, на СДПП - вентиляционные головки. Для холодного периода навигации должны быть предусмотрены эффективные вентиляционные устройства постоянного действия.

Таблица 2.7

     

Микроклиматические условия в судовых помещениях, оборудованных системами отопления и вентиляции

Помещение

Холодный период (т-ра наружного воздуха 10°С и ниже)

Теплый период (т-ра наружного воздуха выше 10°С)

Температура воздуха, °С

Скорость движения воздуха, м/с

Относительная влажность, %*

Температура воздуха выше наружной расчетной, °С

Скорость движения воздуха, м/с

1

2

3

4

5

6

Жилые, общественные, медицинские

21-22

0,15-0,25

40-60

не более чем на 5

до 0,5

Санитарно-бытовые: прачечные, гладильные

не ниже 16

0,15-0,5

-

не более чем на 5

до 0,5

Санитарно-гигиенические:






- туалеты

то же

-

-

-

-

- умывальные, санблоки с душем

20

-

-

-

-

- душевые, раздевальные

25

-

-

-

-

Пищеблок:






- камбузы, помещения кипятильников, посудомоечные

Не ниже 16

до 0,5

-

не более чем на 8

до 0,7

- заготовочные, раздаточные

то же

до 0,25

-

не более чем на 5

до 0,5

Служебные:






- ходовые, штурманские, радиорубки

19-20

0,15-0,25

40-60

Не более чем на 5

до 0,5

Машинные:






- на рабочих площадках в машинных и котельных отделениях с постоянной вахтой при отсутствии ЦПУ

не ниже 12 при неработающих механизмах

0,3-0,5 в рабочей зоне

-

не более чем на 8

1-1,5 в рабочей зоне

- на рабочих площадках в машинных и котельных отделениях без постоянной вахты и других помещениях с тепловыделениями

не ниже 12 при неработающих механизмах

0,3-0,5 в рабочей зоне

-

не более чем на 10

1-1,5 в рабочей зоне

- в ЦПУ

19-21

до 0,3 в рабочей зоне

40-60

не более чем на 5

до 0,7

- в машинных помещениях без тепловыделений, в мастерских

15-17

то же

-

не более чем на 8

до 0,7 в рабочей зоне

_________________