Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по применению катионно-адгезионной добавки "КАП" при строительстве дорожных покрытий с применением битумов

Введение


Долговечность асфальтобетонных покрытий в значительной степени определяется способностью вяжущего обеспечивать прочное сцепление с поверхностью минерального материала.

Прочность и устойчивость сцепления характеризуются процессами, протекающими на поверхности раздела битумоминеральный материал, и зависят от состава и свойств битума и природы минерального материала. Имеющееся в составе битума небольшое количество поверхностно-активных веществ анионного типа позволяет обеспечивать хорошее смачивание битумом поверхности минерального материала основных пород, однако, в практике дорожного строительства при производстве асфальтобетонных смесей широко применяются кислые каменные материалы - граниты.

Битумы нефтяные дорожные, выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами, а также полимерно-битумные вяжущие, изготовленные на отечественном СБС-ДСТ, как правило, не имеют удовлетворительного сцепления с минеральными материалами кислых пород. Даже улучшенные битумы не имеют стабильной адгезионной способности к кислым породам.

Этим объясняется снижение водоустойчивости асфальтобетона, его коррозионной стойкости при обработке покрытия солевыми растворами, выкрашивание и образование выбоин на дорожном покрытии и дальнейшее его разрушение уже в начальные периоды эксплуатации.

Известно, что улучшение адгезионной способности вяжущего может достигаться применением поверхностно-активных веществ (ПАВ).

Однако спектр эффективных ПАВ, выпускаемых в настоящее время отечественными производителями для дорожников, не достаточен для решения такой емкой проблемы. Насчитывается не более десятка наименований ПАВ, что ограничивает возможность выбора доступных и технологичных добавок.

Применяемые в дорожной отрасли зарубежные добавки при значительных финансовых затратах не обеспечивают стабильности адгезионных свойств битума, приводят к снижению прочностных характеристик асфальтобетона при +50 °С.

ГП "Росдорнии" совместно с АО "Акохим" разработана катионно-адгезионная добавка "КАП" - ТУ-2484-008-22288198-97.

При разработке нового ПАВ - "КАП" - решались следующие задачи: обеспечение эффективности и доступности применения, совместимости и технологичности при введении добавки в битум, обеспечение термостабильности активированного битума при хранении в режиме рабочих температур.

"Методические рекомендации по применению катионно-адгезионной добавки "КАП" при строительстве дорожных покрытий с применением битумов" разработаны коллективом ГП "Росдорнии": канд. техн. наук Гриневич С.В., Лысенко В.Е., Кузнецовой Е.А. В работе принимали участие канд. техн. наук Гохман Л.М., Кирюхин Г.Н.