3.3.1. Зимнее содержание дороги зависит от погодно-климатических условий района ее прохождения. При организации работ по борьбе с зимней скользкостью используется различная метеорологическая информация. Для планирования работ и расчета ресурсов на борьбу с зимней скользкостью необходима климатологическая (режимно-справочная) информация.
Для оперативной организации работ, выбора вида и норм распределения противогололедных материалов необходимо использовать специализированные прогнозы погоды, штормовые предупреждения, текущую или фактическую метеорологическую информацию. Такая информация может быть получена в региональных отделениях Росгидромета. Текущая информация о погодных и дорожных условиях может быть получена с автоматических дорожных метеостанций (АДМС).
3.3.2. Взаимоотношения между поставщиками метеорологической информации и дорожными организациями устанавливаются в соответствии с действующим законодательством РФ. Единый порядок предоставления дорожным организациям информационных услуг устанавливается специальным соглашением между Государственной службой дорожного хозяйства и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
3.3.3. В соответствии с действующим законодательством все работы по получению погодной информации общего назначения выполняются за счет федерального бюджета. Эта информация предоставляется дорожным организациям исходя из стоимости ее подготовки, копирования и затрат на передачу. К ней относятся:
- предупреждения о стихийных гидрометеорологических явлениях (сильный ветер, снегопады, сильная метель и т.д.);
- прогноз погоды на 1-3 сут для территорий субъектов Российской Федерации (температура воздуха ночью и днем, атмосферные осадки, метели, туманы, направление и скорость ветра).
3.3.4. Все прочие виды метеорологической информации являются специализированными и передаются во все дорожные организации на договорной основе за плату, обеспечивающую покрытие затрат Росгидромета на их создание и передачу. К специализированной гидрометеорологической информации, необходимой для организации работ по борьбе с зимней скользкостью, относятся:
- данные о текущем состоянии погоды по маршрутам дорог (температура воздуха, скорость и направление ветра, облачность, видимость, атмосферные явления и осадки, включая данные метеолокаторов);
- прогнозы неблагоприятных локальных метеорологических явлений - обледенение наземных предметов;
- прогнозы погоды на 1-3 сут по конкретным автодорогам;
- любые справочные материалы по метеорологическому режиму.
При заключении договоров на метеорологическое обслуживание этот перечень информации может дополняться и уточняться. В договорах отражаются также:
- районы и территории, о которых дается информация;
- содержание и объем информации о текущем состоянии погоды;
- виды прогнозов, составляемых для дорожной организации, их заблаговременность;
- перечень опасных и стихийных гидрометеорологических явлений, предупреждения о которых необходимо передавать в данную организацию;
- способы и сроки доведения различных видов информации до дорожной организации.
При заключении договоров с территориальными отделениями Росгидромета, для организации работ по борьбе с зимней скользкостью рекомендуется дополнительно запрашивать следующую информацию:
- предупреждения о возможном времени начала и окончания выпадения осадков, их виде и интенсивности, предупреждения о гололедных явлениях;
- данные об интенсивности и количестве осадков для основных направлений дорог;
- прогнозы погоды на 12 ч (с 9 до 21 ч и с 21 до 9 ч) для основных трасс;
- прогнозы температуры воздуха и ее минимальных значений, скорости и направления ветра, зоны осадков с указанием их интенсивности, тенденция изменения температуры, относительной влажности воздуха, атмосферного давления;
- штормовые предупреждения с обязательным указанием времени начала и окончания (затухания) явления заблаговременно (2 ч).
3.3.5. Для эффективной организации работ по борьбе с зимней скользкостью специализированные прогнозы должны обладать высокой степенью детализации и заблаговременностью. Для проведения профилактических работ необходимы предупреждения о возможности образования зимней скользкости на дороге. Для разработки таких прогнозов и предупреждений данных наблюдений государственных метеорологических станций недостаточно, и на автомобильных дорогах в состав инженерного обустройства в настоящее время вводят специальные технические средства - автоматические дорожные метеорологические станции (АДМС).
Дорожные метеорологические станции должны контролировать погодные параметры в непосредственной близости от дороги:
- температуру воздуха;
- относительную влажность воздуха;
- скорость и направление ветра;