Статус документа
Статус документа

ОДН 218.1.021-2003 Проектирование автодорожных мостов в сейсмических районах

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы следует соблюдать при разработке проектной документации на строительство и реконструкцию постоянных и временных автодорожных мостовых сооружений: мостов через водные преграды, эстакад, путепроводов, виадуков, возводимых на автомобильных дорогах I-V категорий в районах с сейсмичностью 7, 8, 9 баллов по шкале MSK-64.

Нормы не распространяются на проектирование в сейсмических районах регуляционных и защитных сооружений мостовых переходов.

Нормы содержат специальные требования по расчету и конструированию мостовых сооружений, обеспечивающие их сейсмостойкость со степенью ответственности по ГОСТ 27751: постоянных - I, временных - III.

Проектирование мостовых сооружений с учетом сейсмических воздействий должно выполняться на основе удовлетворения комплекса требований к потребительским свойствам объектов мостостроения, предусмотренных п.4.2 СНиП 32-05-2002 "Мосты и трубы".

Должна также обеспечиваться возможность безопасной эксплуатации (возможно, с временными ограничениями) мостового сооружения после землетрясения расчетной интенсивности.

Для наиболее ответственных мостовых сооружений с определенной вероятностью должна обеспечиваться (по требованию Заказчика) общая устойчивость и необрушение сооружения или отдельных его элементов после возможного землетрясения с интенсивностью, превышающей расчетную.

1.2. Антисейсмические мероприятия должны предусматриваться в объеме, достаточном для того, чтобы мост выдержал сейсмическое воздействие расчетной силы без обрушения несущих конструкций, а также без появления таких повреждений, которые могут стать причиной аварий транспортных средств или вызвать длительное прекращение движения по мосту в результате землетрясения.

1.3. При разработке антисейсмических мероприятий необходимо учитывать особые условия работы конструкций моста и грунта в основаниях опор, выражающиеся в виде изменения:

- напряженно-деформированного состояния сооружения, вызываемого сейсмическими нагрузками от масс конструкций и транспортных средств, сейсмическим давлением грунта и воды, а также сейсмическими перемещениями фундаментов опор;

- прочности и устойчивости конструкций за счет накопления в них сейсмических повреждений и кратковременности действия сейсмических сил;

- жесткости конструкций в результате образования трещин и зон пластических деформаций в сечениях при сейсмическом воздействии;

- несущей способности фундаментов опор по грунту и модулей деформации грунта по отношению к их статическим значениям.

1.4. При выборе места мостового перехода через широкое водное препятствие или глубокое ущелье следует предпочитать створ, расположенный за пределами зон возможных очагов землетрясений (зон ВОЗ), на участках речной долины или ущелья, ложа водохранилища или морского пролива с устойчивыми склонами.

1.5. В выбранном створе следует предусматривать применение такой системы моста и схемы его разбивки на пролеты, которые в наибольшей степени соответствуют сейсмотектонической обстановке на участке строительства.

1.6. Фундаменты опор моста, как правило, должны прорезать слабые покровные отложения и опираться на скальные и другие малодеформируемые при землетрясениях грунты.

1.7. Опоры мостов не должны подвергаться хрупкому разрушению при сейсмическом воздействии.

1.8. Для перекрытия пролетов предпочтительно применять конструкции наименьшей массы, способные к значительным деформациям на стадиях, предшествующих разрушению.

1.9. Конструкции опорных частей и деформационных швов должны обеспечивать устойчивое положение пролетных строений на опорах и безударный режим колебаний сооружения при расчетном сейсмическом воздействии.

1.10. Прочность и устойчивость несущих конструкций моста должны быть проверены расчетом, учитывающим действующие на сооружение сейсмические нагрузки, напряженно-деформированное состояние объекта от перемещений фундаментов при проходе сейсмических волн, а также влияние динамического характера нагружения на несущую способность и жесткость конструкций (грунтов оснований).

1.11. Для компенсации неучитываемых расчетом эффектов сейсмического воздействия следует предусматривать конструктивные меры защиты и применять специальные антисейсмические устройства.

1.12. При постройке мостов в сейсмических районах нужно принимать меры против опрокидывания сборных элементов сейсмическими силами на складских площадках и в местах сборки, а также обеспечивать устойчивость строительных кранов с учетом расчетного для периода строительства сейсмического воздействия, амплитудные характеристики которого принимаются в два раза меньше, чем для периода эксплуатации.

1.13. Работы по содержанию мостов в сейсмических районах должны включать периодический визуальный и инструментальный (статический и динамический) контроль специализированных организаций за их состоянием, обследование после сильных сейсмических толчков, разработку и осуществление мер по ремонту и усилению конструкций, получивших повреждения при землетрясениях, паводках, атмосферных и техногенных воздействиях.

1.14. По решению Минтранса РФ в проектах внеклассных мостов предусматривается устройство пунктов инженерно-сейсмометрических наблюдений. Проектирование этих пунктов производится по техническому заданию, разрабатываемому организацией, на которую возлагается эксплуатация пунктов инженерно-сейсмометрических наблюдений. Техническое задание подлежит утверждению Минтрансом РФ. Расходы на приобретение сейсмометрической аппаратуры и на выполнение строительно-монтажных работ, связанных с установкой датчиков колебаний и с устройством помещений для размещения регистрирующей аппаратуры, должны предусматриваться в сметах на строительство соответствующего моста или в сметах на выполнение обследований (испытаний) ранее построенного сооружения.

1.15. Помимо антисейсмических мероприятий при строительстве мостов в сейсмических районах в соответствующих случаях необходимо осуществлять инженерные мероприятия по защите сооружений от сопровождающих землетрясения явлений (оползней, обвалов, селей, снежных лавин, цунами, разжижения грунта, водно-песчаных и мутьевых потоков).

1.16. В тех случаях, когда мост необходимо построить в створе, пересекаемом активным тектоническим разломом или руслом селеопасной горной реки, в проекте моста должны быть учтены возможные подвижки по разлому, а опоры моста вынесены за пределы зоны тектонического дробления горных пород и расположены выше уровня селевого потока.