4.19. Кривые участки пути новых железных дорог следует проектировать возможно больших радиусов. Радиусы кривых следует назначать в соответствии с табл.5 и принимать равными, м: 4000, 3000, 2500, 2000, 1800, 1500, 1200, 1000, 800, 700, 600, 400, 400, 350, 300, 250, 200.
Таблица 5
Категории железнодорожной линии, подъездного пути | Радиусы кривых в плане, м | |||
рекомендуемые | допускаемые | |||
в трудных условиях | в особо трудных условиях при технико-экономическом обосновании | по согласованию с МПС | ||
Скоростные | 4000-3000 | 2500 | 1200 | 800 |
Особогрузонапряженные | 4000-2000 | 1500 | 1000 | 600 |
I | 4000-2500 | 2000 | 1000 | 600 |
II | 4000-2000 | 1500 | 800 | 400 |
III | 4000-1200 | 800 | 600 | 350 |
IV - железнодорожные линии | 2000-1000 | 600 | 350 | 200 |
IV - подъездные пути | 2000-600 | 500 | 200 | 200 |
IV - соединительные пути | 2000-350 | 250 | 200 | 200 |
Примечания: 1. В случаях, когда на особогрузонапряженных линиях, в соответствии с примечанием 2 к табл.1, предусматривается максимальная скорость движения пассажирских поездов свыше 120 км/ч, радиусы кривых, рекомендуемые и допускаемые в трудных условиях, на указанных линиях следует принимать по нормам, предусмотренным для линий I категории. 2. При проектировании участков железнодорожных линий на пересечении высотных препятствий, где по условиям продольного профиля пути реализуются скорости движения пассажирских поездов менее 120 км/ч и грузовых поездов менее 60 км/ч по согласованию с МПС России допускается применять кривые радиусами: 300 м - на линиях I и II категорий, 250 м - на линиях III категории. 3. При проектировании уширений междупутий допускается применять кривые радиусом более 4000 м. 4. При проектировании развязок в железнодорожных узлах допускается применять кривые радиусом 250 м. |
4.20. Величину наименьшего радиуса кривых при проектировании дополнительных главных путей и усиления (реконструкции) существующих железных дорог следует устанавливать в зависимости от намечаемых скоростей движения пассажирских и грузовых поездов и величины радиусов кривых существующего пути.
Целесообразность переустройства существующих кривых, ограничивающих намечаемые скорости движения, должна быть технико-экономически обоснована.
4.21. Кривые участки дополнительных главных путей, располагаемые на общем земляном полотне с существующим путем, следует проектировать концентричными по отношению к выправленным кривым существующего пути.
При переустройстве кривых существующего пути следует принимать постоянные значения радиусов на всем протяжении круговой кривой. В трудных условиях, когда выполнение этого требования вызывает необходимость переустройства существующего земляного полотна или искусственных сооружений, допускается сохранять радиусы различных значений при длине участков однообразной кривизны не менее 300 м и в исключительных случаях - не менее 200 м.
4.22. На новых магистральных скоростных линиях, особогрузонапряженных и линиях I-III категорий применять составные кривые не допускается. Составные кривые на новых линиях IV категории и подъездных путях допускается применять при соответствующем технико-экономическом обосновании.
4.23. Прямые и кривые участки пути, а также смежные круговые кривые разных радиусов следует сопрягать посредством переходных кривых.
На новых скоростных линиях, а также линиях I и II категорий длины переходных кривых , м, следует принимать из условия:
,
где - скорость движения, км/ч, наиболее быстроходного поезда в данной кривой; - возвышение наружного рельса, мм, определяемое по формуле:
,
где - средневзвешенная квадратическая скорость, км/ч, намечаемая на десятый год эксплуатации в месте расположения кривой; - радиус круговой кривой, м; - коэффициент увеличения возвышения наружного рельса, учитывающий смещение центра тяжести экипажа в наружную сторону по отношению к оси кривой, принимаемый равным 1,0 при скоростях движения до 140 км/ч включительно и 1,2 - при скоростях более 140 км/ч.
Возвышение наружного рельса необходимо проверять на соблюдение нормы непогашенного поперечного ускорения по формуле:
,
где - непогашенное поперечное ускорение, м/с; - 9,81 м/с; - расстояние между осями рельсов (1600 мм).
Норма непогашенного ускорения равна 0,7 м/с. В отдельных случаях с разрешения МПС России эта норма может быть повышена до 1,0 м/с.
В трудных и особо трудных условиях, а также при проектировании дополнительных главных путей и усиления (реконструкции) существующих линий в обоснованных случаях допускается принимать длину переходной кривой из условия:
.
Величина возвышения наружного рельса не должна превышать 150 мм.