1.1.1. Законодательство Российской Федерации закрепило направление жилищной политики, предусматривающее демонополизацию и развитие конкуренции в сфере оказания услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда через привлечение на конкурсной основе предприятий и организаций любых форм собственности, включая муниципальные.
Создание конкурентной среды зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
1.1.2. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения текущего обслуживания жилья и проведения текущего ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов, при этом предприятия, выполняющие работы по обслуживанию жилья, как самостоятельные хозяйственные объекты не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территорией.
1.1.3. Главные условия успешного проведения конкурсов:
- квалифицированный подбор группы домов, выставляемых на конкурс;
- объективное определение стартовой цены выставляемых на конкурс работ;
- проведение активной информационной компании;
- конкретные критерии отбора подрядчиков;
- постоянно действующие комиссии по конкурсному отбору подрядчиков.
Договорная цена на выполнение подрядных работ, полученная конкурсным путем, должна являться ориентиром стоимости услуг по содержанию жилищного фонда, который обслуживается без конкурсного отбора подрядчика.
Развитие конкурентных принципов обслуживания жилья создает предпосылки для приватизации муниципальных предприятий по обслуживанию жилищного фонда. Причем, чем больше конкуренции будет в сфере обслуживания жилья, тем меньше ограничений должно быть в приватизации муниципальных предприятий.
1.1.4. В малых городах и муниципальных образованиях, включая сельские населенные пункты, подходы к проблемам демонополизации и формирования конкурентной среды могут существенно отличаться от подходов к этим проблемам в больших городах.
Главным критерием в выборе той или иной структуры управления должна быть экономическая целесообразность и минимизация стоимости услуг ЖКХ.
1.1.5. Основной функцией подрядной организации является качественное выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. В состав основных работ по договору подряда входят:
- проведение профилактических осмотров (обследований) жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий;
- наладка инженерного оборудования обслуживаемых зданий;
- работы аварийного характера в жилых зданиях;
- подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации;
- выполнение планово-предупредительных (профилактических) ремонтов;
- работы по санитарному содержанию придомовых территорий.
Подрядные организации необходимо освобождать от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформление льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения. Учитывая, что во многих городах функция регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства возложена на муниципальные предприятия, занятые содержанием и ремонтом жилищного фонда, нормативную численность паспортистов рекомендуется устанавливать из расчета 1 человек на 6500 человек (учитывается численность постоянно проживающего населения и среднее по предыдущему году количество временно зарегистрированных граждан).
1.1.6. При заключении конкретного договора состав выполняемых подрядчиком работ уточняется. Чем четче и конкретнее будут сформулированы требования к составу, качеству, периодичности, срокам выполнения тех или иных видов работ, тем легче будет контролировать реальный объем и качество их выполнения подрядной организацией.
Порученные подрядчику работы должны выполняться согласно утверждаемому плану-графику. Оценка качества выполнения работ производится путем плановых и внеплановых проверок. Результаты проверок оформляются двусторонними актами.