Статус документа
Статус документа

Р 50.1.044-2003 Рекомендации по разработке технических регламентов

     3 Руководящие принципы технического регулирования

3.1 Основополагающие принципы

Основополагающие принципы при принятии решения о необходимости разработки технического регламента, как правило, включают в себя:

- идентификацию проблемы (в том числе ее природу и значимость);

- рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;

- изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания технических регламентов как наиболее предпочтительного варианта;

- изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);

- изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами и международными и региональными стандартами;

- рассмотрение механизма оценки соответствия;

- изучение возможности пересмотра и контроля технических регламентов;

- обеспечение проведения необходимых консультаций;

- соблюдение правил разработки и принятия технических регламентов.

3.2 Идентификация проблемы

На первом этапе проводится точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. В статье 2.2 Соглашения по ТБТ определено, что обоснованными причинами для принятия технических регламентов являются:

- требования национальной безопасности;

- предотвращение недобросовестной деятельности;

- защита здоровья и безопасности человека, животных, растений и иные аспекты охраны окружающей среды.

Однако даже соответствие вышеуказанным причинам само по себе не означает, что вмешательство органов власти принесет необходимые результаты. Также необходимо выяснить, какие существуют основополагающие проблемы, которые не позволят достичь указанных целей без такого вмешательства.

Точное обозначение проблемы снижает риск выбора неадекватного варианта действий органов власти или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность избыточного регулирования, которое возникает там, где область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы. Это ведет к дополнительным тратам, например, из-за повышения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.

В целом же принятие решений по экономической эффективности выбранных путей решения проблемы лучше всего оставить за участниками рыночных отношений, которые больше других осведомлены о своих нуждах. В продолжение к этому рыночные операции являются в целом наиболее эффективным средством, подтверждающим, что ресурсы используются самым оптимальным образом, тем самым принося максимальную пользу стране. Но иногда рынкам не удается выполнить эту функцию. Ниже приведены типичные примеры, текст которых заключен в рамки из тонких линий.

     Воздействия на внешнюю среду


Воздействия на внешнюю среду являются отрицательным (или положительным) результатом компромиссных сделок, который отражается на третьих лицах. В результате таких сделок эти воздействия могут быть не учтены при планировании производственного процесса и этих воздействий на внешнюю среду может быть очень много (или очень мало).

Примером такого воздействия можно назвать загрязнение окружающей среды как результат производственного процесса, стоимость которого не падает на производителя. При этом могут быть использованы экономические рычаги или технические стандарты, чтобы цены включали стоимость этих воздействий, или чтобы последних было меньше.

     Недобросовестная конкуренция


Если существуют барьеры для вхождения в рынок, то у изготовителей появляется возможность устанавливать цены выше конкурентных и/или сокращать выпуск продукции. У государственных органов может возникнуть желание вмешаться, чтобы предотвратить это. Проблемы конкуренции могут также возникнуть в случае естественных монополий. Естественная монополия возникает тогда, когда одна фирма полностью покрывает запросы рынка по более низкой цене, чем две или более фирмы. Например, электросети и газопроводы имеют тенденцию к тому, чтобы быть естественными монополиями.

     Информационные проблемы


Если изготовители или потребители не обладают полной информацией, на основе которой они принимают решения, то это может привести к отрицательным результатам. Например, если потребители не осведомлены о требуемом качестве товара или услуги, то это может привести к снижению цен на них, однако вынудит изготовителей высококачественной продукции уйти с рынка.



После выяснения природы проблемы необходимо оценить ее важность. Чаще всего используемый механизм для этого - это "оценка риска". Это процесс рассмотрения различных рисков, связанных с конкретной ситуацией, процедурой или деятельностью. Это оценка риска от неисполнения чего-либо или от следования (или не следования) какому-либо конкретному образу действия. В Соглашении по ТБТ ВТО констатируется, что должны рассматриваться только те риски, которые возникают от поставленных легитимных целей.

При оценке таких рисков рекомендуется рассматривать, среди прочих, следующие важные аспекты: доступность научно-технической информации, относящейся к процессу производства или предполагаемому конечному использованию продукции.

Федеральный закон "О техническом регулировании"

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений;