Расширение торговых отношений является одним из главных достижений нашего времени. Свободное экономическое пространство, в пределах которого могут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и труд человека, служит основой процветания стран, объединяющихся в экономические союзы. Например, в Европейском Союзе (ЕС) разработаны оригинальные новейшие инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди них особое положение занимают директивы ЕС "Нового подхода" и "Глобального подхода". Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, оставляя субъектам производственно-хозяйственной деятельности самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед населением.
Настоящие рекомендации основываются на принципах технического регулирования, изложенных в Федеральном законе "О техническом регулировании" и Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО), а также учитывают опыт стран - членов АТЭС*, ЕЭК ООН** и ЕС по разработке технических регламентов.
________________________
* АТЭС - Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество".
** ЕЭК ООН - Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций.
Рекомендации, максимально обобщая международный опыт, в то же время отражают существующее положение дел в области технического регулирования в Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации только текст закона является единственно правомочным. Поэтому в тех случаях, когда имеются расхождения между международной практикой и действующим на сегодняшний день законодательством, следует руководствоваться действующим законодательством, за исключением случаев, когда это продиктовано условиями международного соглашения или договора.
Для наглядности в настоящих рекомендациях приведены отдельные положения Федерального закона "О техническом регулировании", которые в тексте выделены курсивом.
Федеральный закон "О техническом регулировании".
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании
4. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
Технические регламенты принимаются органами власти и являются обязательными для исполнения. Они создаются с целью защиты здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Однако из-за своего обязательного характера технические регламенты обладают потенциальной возможностью создавать серьезные барьеры в торговле.
В России технический регламент принимается федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации. Технические регламенты носят обязательный характер, а стандарты являются добровольными.
Международные и национальные стандарты служат основой для разработки технических регламентов. Другой важной функцией национальных стандартов является их использование для соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с международной практикой не рекомендуется делать прямые ссылки в технических регламентах на стандарты, хотя это и не запрещается. Предпочтительно включить в технические регламенты части текста стандартов.
Ниже перечислены основные моменты реформирования в области технического регулирования.
1) Технические регламенты принимаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или международным договором Российской Федерации и устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
2) Федеральные органы исполнительной власти не имеют права устанавливать обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Примечание - В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О техническом регулировании" Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 данного Федерального закона.
3) Федеральный закон, указ Президента Российской Федерации или постановление Правительства Российской Федерации в случае, если они содержат обязательные требования, указанные в перечислении 1, являются техническими регламентами.
4) В отношении федеральных законов и постановлений Правительства, указанных в перечислении 3, должны быть выполнены все положения главы 2 Федерального закона "О техническом регулировании".
5) Стандарты могут приниматься в виде национальных стандартов и стандартов организаций со статусом добровольных документов.
Необходимо учитывать, что технические регламенты - это не новый вид законов или постановлений Правительства, а принимаемые в установленном порядке законы и постановления Правительства, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Поэтому в соответствии с положениями Федерального закона "О техническом регулировании" и Соглашением по ТБТ ВТО в отношении них должны быть выполнены определенные законом процедуры разработки.
Рекомендуется следующая последовательность практической работы с настоящими рекомендациями.
Для принятия решения о необходимости разработки технического регламента рекомендуется руководствоваться разделом 3. В приложении А приведен перечень контрольных вопросов, увязанный с содержанием соответствующих пунктов раздела 3.
В разделе 4 содержится информация об основных структурных элементах технических регламентов и процедурах их разработки.
Раздел 5 содержит информацию о выборе форм и схем обязательного подтверждения соответствия при разработке технических регламентов. Информация о схемах декларирования соответствия и схемах сертификации приведена соответственно в приложениях Б и В.
Данные рекомендации построены на основе гармонизации с международной практикой и, в первую очередь, с принципами, заложенными в Соглашении по ТБТ ВТО.