Статус документа
Статус документа

РД 31.03.03-90 Применение синтетических канатов на судах Министерства морского флота

4. ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

4.1. Синтетические канаты отечественного и зарубежного изготовления рекомендуется применять для швартовов, буксиров и канатов общесудового назначения.

4.1.1. При применении синтетических канатов на судах следует предпочтение отдавать канатам плетеным восьмипрядным, обладающим по сравнению с кручеными полной равновесностью (отсутствие крутящего момента в напряженном состоянии), большей площадью контакта с поверхностью деталей швартовного оборудования и вследствие этого большой стойкостью к истиранию из-за трения и вдвое большим сроком службы, высокой гибкостью, обусловливающей уменьшение разрушения каната от внутренних перенапряжений в процессе эксплуатации, способностью сохранять структуру и форму при обрыве одной или даже двух прядей и выдерживать в таком состоянии нагрузку до 75% от номинальной разрывной.

4.2. Для швартовов следует применять канаты плетеные восьмипрядные: а) полиамидные; б) полиэфирные; в) полипропиленовые.

Для швартовов, не воспринимающих больших усилий и требующих наибольшей тягучести, рекомендуется применять канаты полипропиленовые плетеные восьмипрядные.

Для швартовов, воспринимающих большие усилия и ударные загрузки, рекомендуется применять канаты полиамидные плетеные восьмипрядные.

4.3. Для избежания разрыва швартова, подаваемого на берег первым, разрывная нагрузка каната плетеного восьмипрядного полиамидного и полипропиленового должна быть на 20% больше разрывной нагрузки канатов этих типов, выбранных в соответствии с п.5.1 настоящего руководящего документа.

4.4. Для вставок (пружин) к стальным швартовным канатам рекомендуется применять полиамидные и полиэфирные канаты плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные. Минимальные размеры вставки: длина не менее 10 м, диаметр - не менее 48 мм. Прочность каната вставки должна превышать прочность стального швартовного каната не менее чем на 25%.

4.5. Применение на судне одновременно швартовов из разных материалов не допускается, так как нагрузка будет в основном восприниматься наименее растягивающимися канатами, а канаты с большим растяжением - с меньшей нагрузкой.

4.6. Для буксиров рекомендуется применять при буксировке судов и плавсредств: а) в открытом море - полиамидные плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные канаты; б) в порту - полиэфирные и полипропиленовые плетеные восьмипрядные.

4.7. Для вставок (пружин) к стальным буксирам следует применять канаты плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные: а) полиамидные - для буксировки судов и плавсредств в открытом море; б) полиамидные термофиксированные и полиэфирные - для буксировки в порту.

4.7.1. Минимальные  размеры вставки: длина принимается равной 25% от общей длины буксирного каната (например, 18 м синтетического каната на 55 м стального троса), но не менее 10 м; диаметр - не менее 56 мм.

4.7.2. Разрывная нагрузка нового синтетического каната для вставок (пружин) должна быть не менее разрывной нагрузки каната, выбранного в соответствии с п.5.1.1 и 5.1.2 настоящего руководящего документа.

4.8. Для общесудового назначения допускается применять канаты полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные.

4.8.1. Рекомендуется изготавливать:

а) из полиамидных и полиэфирных канатов - сигнальные концы, шлюпочные снасти (концы подкильные, леер спасательный обносной, сорлинь, канат и оттяжка к якорю плавучему), леерное ограждение забортных трапов, бросательные концы, оснастку кранцев, проводник, изделия  судового снабжения, инвентарное имущество, расходный материал;

б) из полипропиленовых канатов - бросательный конец, сигнальный фал, спасательный конец, предохранительные сетки под трапы и сходни.

4.8.2. В случае применения полиамидных и полиэфирных канатов совместно с талями их предельная разрывная нагрузка не должна быть менее рабочей нагрузки самих талей.

4.9. Синтетические канаты рекомендуется применять в качестве швартовов на судах, оборудованных автоматизированными швартовными лебедками постоянного натяжения швартовов с автоматически сматывающим барабаном, оборудованным канатоукладчиком, или автоматизированными швартовными лебедками с двойными барабанами или просто швартовными лебедками, имеющими разделитель барабана на рабочую и накопительную части. При этом на рабочей части должно помещаться не менее пяти шлагов.

4.10. Допускается применять синтетические  канаты в качестве швартовов на судах, оборудованных обычными швартовными лебедками и шпилями. В этом случае рекомендуется устанавливать кнехты с вращающимися тумбами с применением приспособлений (стопоров) для временного крепления сбегающей с турачки ветви швартовного каната.

4.10.1. На турачках швартовных механизмов, используемых для работы с синтетическими канатами, допускаются цельнолитые приварные или съемные (на винтах) вельпсы.

4.11. Синтетические канаты рекомендуется применять в качество буксиров на судах, оборудованных буксирными лебедками с устройством для регулирования натяжения буксирного каната и канатоукладчиком.