Статус документа
Статус документа


РД 31.03.03-90


РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ



ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАНАТОВ
НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА

     

Дата введения 1991-01-01



РАЗРАБОТАН

Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)

Заместитель директора по научной работе, д-р техн. наук С.Н.Драницын

Заведующий отделом стандартизации А.П.Вольваченко

Руководитель разработки, канд. техн. наук Ю.Е.Зобачев

Исполнители

канд. техн. наук Н.В.Жур

инженер В.И.Фадеев

СОГЛАСОВАН

Главным управлением Регистра СССР

Начальник отдела А.И.Чульский

ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота

Заведующий отделом охраны труда и здоровья В.И.Шаров

Главморинспекцией ММФ

Заместитель начальника А.О.Сухов

Главным управлением кадров ММФ

Заместитель начальника П.И.Ронжин

Главсудомехом ММФ

Начальник Н.Н.Зенькович

Главмортехснабом ММФ

Заместитель начальника М.К.Атурин

Комбинатом крученых изделий "Нева"

Главный инженер Н.Н.Шагина

УТВЕРЖДЕН

Научно-техническим управлением ММФ 19 января 1990 г.

Заместитель начальника С.И.Андреев

ВЗАМЕН  РТМ 31.8005-76, РТМ 31.8007-76


Настоящий руководящий документ распространяется на синтетические канаты отечественного и зарубежного производства, применяемые на судах и плавсредствах Министерства морского флота в качестве швартовов, буксиров и канатов общесудового назначения.

Руководящий документ устанавливает технико-эксплуатационные требования к полимерным материалам и конструкции швартовных и буксирных канатов; требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и уходу; правила их приемки в пароходствах и на судах; область и условия применения в зависимости от вида  полимерного материала и типа канатов; правила выбора размера и типа канатов в зависимости от их назначения; сращивания, заделки огонов в зависимости от типа канатов; требования к рабочим поверхностям деталей швартовного оборудования; рекомендации по снятию зарядов статического электричества и эксплуатации канатов; правила осмотра и выбраковки канатов; требования безопасности при применении синтетических канатов на морских судах; виды гарантий предприятий-поставщиков канатов.

Руководящий документ обязателен для всех судов и плавсредств, морских пароходств, портов, судоремонтных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов и групп наблюдения Министерства морского флота.

1. ТЕХНИКА-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШВАРТОВНЫМ И БУКСИРНЫМ
КАНАТАМ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1.1. Синтетические канаты должны соответствовать требованиям Регистра СССР и настоящего руководящего документа.

1.2. Канаты следует изготавливать из полиамидных и полиэфирных волокон, полипропиленовых фибриллированных пленочных нитей.

1.2.1. Марки полимеров, наиболее часто применяемых для изготовления полиамидных, полиэфирных и полипропиленовых канатов, приведены в справочном приложении 1.

1.3. Нормированное влагопоглощение (вес влаги, содержащейся в волокне, пленке, в процентах сухого веса), не должно превышать: полиамидных - 4,0; полиэфирных - 0,4; полипропиленовых - 0,1.

1.3.1. Нормированная влажность канатов (нитей, каболок) не должна превышать:  полиамидных - 5,0%; полиэфирных - 1,0% и полипропиленовых из фибриллированных пленочных нитей - 1,0%.

1.4. Канаты должны обладать высокой устойчивостью к длительному воздействию температуры в пределах от минус 40 до плюс 60 °С. При этом гибкость и исходная разрывная нагрузка канатов в целом (при отсутствии износа)  должна сохраняться или восстанавливаться после их охлаждения, оттаивания и высыхания.

1.4.1. Допускается  введение при приготовлении полимерной композиции на основе полипропилена добавок, повышающих тепло-, термо- и морозостойкость полипропиленовых канатов.

1.4.2. Допускается дополнительная обработка полипропиленовых фибриллированных пленочных нитей, каболок, а также канатов в целом при изготовлении или до поступления каната на судно составами, повышающими их тепло-, термо- и морозостойкость. При этом исходная разрывная нагрузка их не должна снижаться.

1.5. Канаты должны обладать стойкостью против воздействия солнечных лучей. Потеря  разрывной нагрузки каната в целом от воздействия солнечных лучей по отношению к исходной разрывной нагрузке не должна превышать 10,0% за срок  эксплуатации не менее трех лет. Изготовление полипропиленовых канатов из несветостабилизированных фибриллированных пленочных нитей не допускается.

1.5.1. Допускается введение  при приготовлении полимерных композиций на основе полиамидов и полипропилена светостабилизирующих добавок, повышающих светостойкость полиамидных и полипропиленовых канатов.

1.5.2. Допускается дополнительная обработка полиамидных и полипропиленовых нитей и каболок, а также канатов в целом при изготовлении или до поступления каната на судно составами, повышающими их светостойкость. При этом исходная разрывная нагрузка их не должна снижаться.

1.6. Канаты должны обладать свойствами, исключающими накапливание статического электричества.

1.6.1. Допускается дополнительная обработка нитей, каболок, а также канатов в целом при изготовлении или до поступления канатов на судно составами, исключающими накапливание статического электричества. При этом исходная разрывная нагрузка их не должна снижаться.

1.7. Материал канатов должен быть стойким к воздействию огня и по степени возгорания относиться к негорючим и трудно сгораемым.

1.7.1. Допускается дополнительная обработка канатов в целом при их изготовлении или до поступления канатов на судно составами, повышающими их огнестойкость. При этом исходная разрывная нагрузка их не должна снижаться.

1.8. Введение в полимерные композиции добавок  и дополнительная обработка составами,  повышающими тепло-, термо- и морозостойкость, светостойкость, огнестойкость, исключающими накопление статического электричества, оказывающими вредное действие на кожу человека, живые организмы, а также выделяющими ядовитые газы, вредные для здоровья человека при значительном нагревании или воздействии на них (добавки, составы) огня, не допускается.

1.9. Материал канатов должен обладать стойкостью к действию химических реагентов:

а) органических растворителей - бензина, спирта, ацетона, скипидара и др.;

б) разбавленных кислот и щелочей.

1.10. Материал канатов должен обладать стойкостью к микроорганизмам и не должен плесневеть, гнить, поедаться насекомыми и грызунами, а также не разрушаться под воздействием ветра.

1.11. Физико-химические свойства полиамидных, полиэфирных и полипропиленовых канатов приведены в приложении 2.

1.12. Наличие в канатах замасленных, грязных, с посторонними включениями волокон, нитей, каболок и прядей не допускается.

1.12.1. Допускается удаление на канатах жировых и масляных пятен керосином, мытьем из шланга холодной водой.

1.13. Для уменьшения удлинения полиамидных канатов в целом виде под нагрузкой допускается многократная вытяжка их при нагревании (термофиксация).

1.13.1. Многократная вытяжка полиамидных нитей, предназначаемых для изготовления канатов, при нагревании (термофиксация) не допускается.

1.14. Наличие в канате неоднородных синтетических нитей, однородных, но различающихся по относительной разрывной нагрузке до 5,0 гс/текс и удлинению до 2,5%, а также однородных нитей разных сортов не допускается.

1.15. По показателям физико-механических свойств полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые фибриллированные пленочные нити должны соответствовать нормам, предусмотренным действующими нормативно-техническими документами (государственными и отраслевыми стандартами, техническими условиями), а также приведенным в табл.1.

Таблица 1


Показатели физико-механических свойств нитей


Материал нитей

Показатели

полиамид

полиэфир

полипропилен

Методы испытаний

1. Плотность, кг/м (г/см), не более

1,14·10
(1,14)

1,38·10
(1,38)

0,91·10
(0,91)

-

2. Температура размягчения, °С, не менее

170

230

150

-

3. Температура плавления, °С, не менее

250

260

165

-

4. Фактическая относительная разрывная нагрузка, гс/текс, не менее

65

62

25

ГОСТ 6611.2-73

5. Фактическое удлинение при разрыве в исходном состоянии, %, не более

20

13

12

ГОСТ 6611.2-73

6. Потеря относительной разрывной нагрузки во влажном состоянии по сравнению с сухим, %, не более

15

Не теряет

Не теряет

-



1.16. Для изготовления швартовов следует применять плетеные канаты, а буксиров - плетеные или крученые.

1.17. По конструкции плетеные канаты должны быть восьмипрядными.

1.17.1. Для каждого каната четыре пряди должны иметь крутку (правая), скручиваемых из каболок с левой круткой, и четыре пряди должны иметь крутку (левая), скручиваемых из каболок правой крутки. Каболки внутренних слоев прядей могут иметь то же направление кручения, что и прядь. Направление кручения каболок наружного слоя должно быть противоположным направлению кручений прядей.

1.17.2. Допускается, в виде исключения, изготавливать полипропиленовые канаты из некрученых фибриллированных пленочных нитей.

1.18. По конструкции крученые канаты должны быть трехпрядными. Канат изготавливается свивкой трех прядей в направлении (правая). Каждая прядь должна иметь крутку (левая), скручиваемую из каболок правой крутки.

1.19. Длина шага плетения канатов должна приниматься равной: а) для капроновых - от 3,0 до 3,5 их номинальных диаметров или от 1,0 до 1,2 номинальных длин окружностей; б) для пропиленовых - от 3,6 до 3,8 их номинальных диаметров или от 1,1 до 1,2 номинальных длин окружностей.

1.20. Ориентировочные размеры (в дальнейшем размеры) канатов плетеных восьмипрядных должны соответствовать величинам, указанным в табл.2.

Таблица 2

Длина окружн., мм

70

80

90

100

115

125

150

175

200

225

250

275

300

325

Диаметр, мм

22

26

28

32

36

40

48

56

64

72

80

88

98

104



1.21. Отклонения длины окружности и диаметра канатов плетеных восьмипрядных не должны превышать величин, приведенных в табл.3.

Таблица 3

Длина окружности, мм

70-90

100-150

175-225

250-325

Диаметр, мм

22-28

32-48

56-72

80-104

Отклонение, %, не более

от +6 до -6

от +6 до -4

от +15 до -3

от +5 до -2,0

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».