На территории базы дорожной техники к передвижным источникам относятся:
- легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальные автомобили (автобетономешалки, цементовозы, битумовозы, поливомоечные, уборочные, снегоочистительные и т.п.),
- дорожно-строительные машины (ДМ) (тракторы, автогрейдеры, экскаваторы, асфальто-укладчики, катки, корчеватели, бульдозеры, фрезы и т.п.).
Расчет валовых и максимально разовых выбросов от всех групп автомобилей проводится в соответствии с действующей методикой [1].
Расчет выбросов от дорожно-строительных машин (ДМ) проводится по основным загрязняющим веществам, содержащимся в отработавших газах дизельных и пусковых бензиновых двигателей: углерода оксид (СО), углеводороды (СН), азота оксид (в пересчете на NО), твердые частицы (сажа - С), ангидрид сернистый (серы диоксид - SO), свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец).
Все рассматриваемые в данном разделе ДМ условно разбиты на категории в зависимости от номинальной мощности установленного дизельного двигателя. Запуск дизельных двигателей, установленных на ДМ (кроме 1-й категории), часто производится с помощью пусковых 2-х тактных бензиновых двигателей или пусковых установок с 4-х тактными бензиновыми двигателями. На их долю приходится значительная часть суммарных вредных выбросов за период запуска, прогрева и выезда машин с территории предприятия.
Выброс i-го вещества одной машины k-й группы в день при выезде с территории предприятия и возврате рассчитывается по формулам:
, т (2.1)
, т (2.2)
где - удельный выброс i-го вещества пусковым двигателем, г/мин;
- удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя машины k-й группы, г/мин;
- удельный выброс i-го вещества при движении машины k-й группы по территории с условно постоянной скоростью, г/мин;
- удельный выброс i-го компонента при работе двигателя на холостом ходу, г/мин;
, - время работы пускового двигателя и прогрева двигателя, мин;
, - время движения машины по территории при выезде и возврате, мин;
, - время работы двигателя на холостом ходу при выезде и возврате = 1 мин.
При расчете выбросов от ДМ, имеющих двигатель с запуском от электро-стартерной установки, член из формулы (2.1) исключается.
Так как по мере прогрева двигателя выбросы СО, СН и С уменьшаются, величина представляет собой оценку среднего удельного выброса за время прогрева .
Значения , , и приведены в таблицах 2.1-2.4. Приведенные в таблицах данные получены на основе статистической обработки результатов фактических измерений выбросов двигателей внутреннего сгорания и отражают категорию двигателя по мощности, а также учитывают температурные условия, характеризующие различные времена года.
Таблица 2.1
Удельные выбросы загрязняющих веществ пусковыми двигателями и установками при пуске дизельных двигателей на ДМ ()
|
|
| |||||
СО | СН | NO | SO | Pb* | |||
1** | до 20 | - | - | - | - | - | |
2 | 21-35 | 18,3 | 4,7 | 0,7 | 0,023 | 0,0064 | |
3 | 36-60 | 23,3 | 5,8 | 1,2 | 0,029 | 0,0082 | |
4 | 61-100 | 25,0 | 2,1 | 1,7 | 0,042 | 0,0120 | |
5 | 101-160 | 35,0 | 2,9 | 3,4 | 0,058 | 0,0160 | |
6 | 161-260 | 57,0 | 4,7 | 4,5 | 0,095 | 0,0270 | |
7 | свыше 260 | 90,0 | 7,5 | 7,0 | 0,150 | 0,0420 |
______________________
* Расчет выбросов соединений свинца приводится только в случае использования этилированного бензина;
** I категория машин осуществляет пуск дизельного двигателя электростартером, который не дает никаких выбросов