Статус документа
Статус документа


МЕТОДИКА
проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ
 в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом)



РАЗРАБОТАНА по заказу Министерства транспорта Российской Федерации и представляет собой новую редакцию действующей "Методики" с аналогичным названием, переработанную и дополненную с учетом выхода новых документов и поступивших замечаний.

СОГЛАСОВАНА Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и гидрометеорологии 26.08.98 г. N 05-12/16-389

УТВЕРЖДЕНА Министерством транспорта Российской Федерации 28.10.1998 г.

С выходом данной Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники отменяется действие "Методики", утвержденной в 1992 году.

В подготовке 2-го переработанного издания данной Методики принимали участие: к.т.н. Донченко В.В., к.т.н. Манусаджянц Ж.Г., Самойлова Л.Г., Кунин Ю.И., Солнцева Г.Я. (НИИАТ), к.т.н. Кузнецов Ю.М., к.т.н. Рузский А.В. (МАДИ), к.х.н. Мазепова В.И., Бобков В.В., Бережная Ю.А. (НПО РосдорНИИ).     

ВНЕСЕНЫ Дополнения и Изменения, принятые Приказом НИИ Атмосфера от 25.04.2001         


Дополнения и Изменения  внесены изготовителем базы данных



ВВЕДЕНИЕ


Одной из важных задач природоохранной деятельности на базах дорожной техники является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ.

Настоящая методика призвана оказывать практическую помощь работникам баз дорожной техники при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, разработке проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), составлении экологических паспортов, определении уровня воздействия отдельных источников выбросов на состояние воздушной среды, прогнозировании величины выбросов на перспективу.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Методика устанавливает порядок расчета выбросов загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников действующих баз дорожной техники.

Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для:

оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ на окружающую среду (атмосферный воздух);

разработки проектов нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом от предприятия, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы;

организация контроля за соблюдением установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

оценки экологических характеристик технологий, используемых на предприятии;

планирования воздухоохранных работ на предприятии.

Расчет валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ проводится с использованием удельных показателей, т.е. количества выделенных загрязняющих веществ, приведенных к единицам времени и оборудования, массе расходуемых материалов.

Удельные показатели выделения загрязняющих веществ от производственных участков приведены на основании результатов исследований и наблюдений, проведенных различными научно-исследовательскими и проектными институтами.

Работу по расчету выбросов загрязняющих веществ предприятие проводит либо собственными силами, либо привлекает для этого специализированную организацию, имеющую лицензию на право проведения таких работ. Если расчеты выбросов загрязняющих веществ проводит специализированная организация, то она должна потребовать от предприятия данные о фактическом количестве и типе оборудования, количестве и марках израсходованных материалов, числе дней работы в году каждой единицы оборудования и чистом времени работы его в день. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие.

2. РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ


На территории базы дорожной техники к передвижным источникам относятся:

- легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальные автомобили (автобетономешалки, цементовозы, битумовозы, поливомоечные, уборочные, снегоочистительные и т.п.),

- дорожно-строительные машины (ДМ) (тракторы, автогрейдеры, экскаваторы, асфальто-укладчики, катки, корчеватели, бульдозеры, фрезы и т.п.).

Расчет валовых и максимально разовых выбросов от всех групп автомобилей проводится в соответствии с действующей методикой [1].

Расчет выбросов от дорожно-строительных машин (ДМ) проводится по основным загрязняющим веществам, содержащимся в отработавших газах дизельных и пусковых бензиновых двигателей: углерода оксид (СО), углеводороды (СН), азота оксид (в пересчете на NО), твердые частицы (сажа - С), ангидрид сернистый (серы диоксид - SO), свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец).

Все рассматриваемые в данном разделе ДМ условно разбиты на категории в зависимости от номинальной мощности установленного дизельного двигателя. Запуск дизельных двигателей, установленных на ДМ (кроме 1-й категории), часто производится с помощью пусковых 2-х тактных бензиновых двигателей или пусковых установок с 4-х тактными бензиновыми двигателями. На их долю приходится значительная часть суммарных вредных выбросов за период запуска, прогрева и выезда машин с территории предприятия.

Выброс i-го вещества одной машины k-й группы в день при выезде с территории предприятия и возврате рассчитывается по формулам:

, т          (2.1)

     
, т                                                (2.2)


где - удельный выброс i-го вещества пусковым двигателем, г/мин;

- удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя машины k-й группы, г/мин;

- удельный выброс i-го вещества при движении машины k-й группы по территории с условно постоянной скоростью, г/мин;

- удельный выброс i-го компонента при работе двигателя на холостом ходу, г/мин;

, - время работы пускового двигателя и прогрева двигателя, мин;

, - время движения машины по территории при выезде и возврате, мин;

, - время работы двигателя на холостом ходу при выезде и возврате = 1 мин.

При расчете выбросов от ДМ, имеющих двигатель с запуском от электро-стартерной установки, член из формулы (2.1) исключается.

Так как по мере прогрева двигателя выбросы СО, СН и С уменьшаются, величина представляет собой оценку среднего удельного выброса за время прогрева .

Значения , , и приведены в таблицах 2.1-2.4. Приведенные в таблицах данные получены на основе статистической обработки результатов фактических измерений выбросов двигателей внутреннего сгорания и отражают категорию двигателя по мощности, а также учитывают температурные условия, характеризующие различные времена года.

Таблица 2.1

     
Удельные выбросы загрязняющих веществ пусковыми двигателями и установками при пуске дизельных двигателей на ДМ ()


Категория машин


Номинальная мощность дизельного двигателя, кВт


Удельные выбросы загрязняющих веществ, г/мин

СО

СН

NO

SO

Pb*

1**

до 20

-

-

-

-

-

2

21-35

18,3

4,7

0,7

0,023

0,0064

3

36-60

23,3

5,8

1,2

0,029

0,0082

4

61-100

25,0

2,1

1,7

0,042

0,0120

5

101-160

35,0

2,9

3,4

0,058

0,0160

6

161-260

57,0

4,7

4,5

0,095

0,0270

7

свыше 260

90,0

7,5

7,0

0,150

0,0420

______________________

* Расчет выбросов соединений свинца приводится только в случае использования этилированного бензина;

** I категория машин осуществляет пуск дизельного двигателя электростартером, который не дает никаких выбросов

Таблица 2.2

     
Удельные выбросы загрязняющих веществ ДМ в процессе прогрева ()


Категория машин

Номинальная мощность дизельного двигателя, кВт


Удельный выброс загрязняющих веществ, г/мин

СО

СН

NO

С

SO

Периоды года

теплый

холод- ный

теплый

холод- ный

теплый

холод- ный

теплый

холод- ный

теплый

холод- ный

1

до 20

0,5

1,0

0,06

0,16

0,09

0,14

0,01

0,06

0,018

0,022

2

21-35

0,8

1,6

0,11

0,29

0,17

0,26

0,02

0,12

0,034

0,042

3

36-60

1,4

2,8

0,18

0,47

0,29

0,44

0,04

0,24

0,058

0,072

4

61-100

2,4

4,8

0,30

0,78

0,48

0,72

0,06

0,36

0,097

0,120

5

101-160

3,9

7,8

0,49

1,27

0,78

1,17

0,10

0,60

0,16

0,200

6

161-260

6,3

12,6

0,79

2,05

1,27

1,91

0,17

1,02

0,25

0,310

7

свыше 260

9,9

18,8

1,24

3,22

2,00

3,00

0,26

1,56

0,26

0,320


Примечание: В переходный период значения выбросов СО, СН, С, SО должны умножаться на коэффициент 0,9 от значений для холодного периода. Выбросы NО равны выбросам в холодный период.

Таблица 2.3

     
Удельные выбросы загрязняющих веществ ДМ в процессе движения по территории предприятия ()


Категория машин


Номинальная мощность дизельного двигателя, кВт


Удельный выброс загрязняющих веществ, г/мин

СО

СН

NO

С

SO

Периоды года

теплый

холод- ный

теплый

холод- ный

теплый

холод- ный

теплый

холод- ный

теплый

холод- ный

1

до 20

0,24

0,29

0,08

0,10

0,47

0,47

0,05

0,07

0,036

0,044

2

21-35

0,45

0,55

0,15

0,18

0,87

0,87

0,10

0,15

0,068

0,084

3

36-60

0,77

0,94

0,26

0,31

1,49

1,49

0,17

0,25

0,120

0,150

4

61-100

1,29

1,57

0,43

0,51

2,47

2,47

0,27

0,41

0,190

0,230

5

101-160

2,09

2,55

0,71

0,85

4,01

4,01

0,45

0,67

0,310

0,380

6

161-260

3,37

4,11

1,14

1,37

6,47

6,47

0,72

1,08

0,510

0,630

7

свыше 260

5,30

6,47

1,79

2,15

10,16

10,16

1,13

1,70

0,800

0,980

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs