7.1 Этапы работ
Сертификация систем менеджмента качества состоит из следующих этапов:
1 - организация работ;
2 - анализ документов системы менеджмента качества организации-заявителя;
3 - подготовка к аудиту (проверке) "на месте";
4 - проведение аудита (проверки) "на месте" и подготовка акта по результатам аудита;
5 - завершение сертификации, выдача и регистрация сертификата;
6 - инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества.
Блок-схема деятельности по сертификации систем менеджмента качества приведена в приложении А.
7.2 Организация работ (этап 1)
7.2.1 Основанием для начала работ может служить письмо-обращение, направленное заказчиком в произвольной форме в орган по сертификации, или заявка на официальном бланке заказчика (приложение Б).
7.2.2 Орган по сертификации проводит предварительную регистрацию письма-обращения и его анализ для определения возможности проведения сертификации с учетом:
- оценки соответствия области сертификации заказчика и области аккредитации органа по сертификации;
- наличия у органа по сертификации необходимой информации для планирования аудита (расположение организации, численность работников, предпочтительные сроки проведения аудита, рабочий язык аудита и др.);
- наличия у органа по сертификации возможности проведения работ в сроки, предпочтительные для заказчика, наличия соответствующих ресурсов.
При положительном решении орган по сертификации регистрирует письмо-обращение и извещает об этом заказчика. Форма извещения о результатах рассмотрения письма-обращения приведена в приложении В.
После получения извещения о принятии заявки от органа по сертификации заказчик оплачивает органу по сертификации регистрационный взнос (три минимальных размера оплаты труда).
В случае невозможности проведения сертификации орган по сертификации письменно извещает заказчика и Технический центр регистра об отказе с мотивировкой принятого решения.
Примечание - При направлении в орган по сертификации письма-обращения и подтверждении возможности проведения сертификации заказчик оформляет заявку на сертификацию на официальном бланке и направляет ее в орган по сертификации.
7.2.3 Заключение договора на проведение сертификации системы менеджмента качества
В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию системы менеджмента качества орган по сертификации и заказчик заключают договор.
В связи с тем, что работы органа по сертификации должны быть оплачены в полном объеме независимо от результатов аудита, в договоре целесообразно предусмотреть предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы оплаты до начала работ. Допускается возможность двухэтапной оплаты работ (см. приложение А, этап 2).
7.2.4 Подготовка комплекта документов заказчиком
После оплаты работ по договору орган по сертификации направляет заказчику:
- бланк-заявку на проведение сертификации системы менеджмента качества (если работы по сертификации начаты по письму-обращению);
- перечень сведений и документов системы менеджмента качества, представляемых проверяемой организацией в обязательном порядке, а также дополнительных документов (включая записи), представляемых по запросу органа по сертификации (приложение Г).
Запрошенные сведения и документы системы менеджмента качества в двух экземплярах: (один экземпляр - на бумажном носителе информации, один экземпляр - на электронном носителе информации), заполненный бланк заявки на проведение сертификации системы менеджмента качества также в двух экземплярах заказчик представляет в орган по сертификации.