Р 50.3.005-2003
Группа Т59
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р
РЕГИСТР СИСТЕМ КАЧЕСТВА
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА СООТВЕТСТВИЕ
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)
ОКС 03.120
ОКСТУ 0004
Дата введения 2003-03-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) Госстандарта России
ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 января 2003 г. N 37-ст
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Настоящие рекомендации разработаны с целью организации деятельности по сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) в период, когда одновременно с этим стандартом действуют ГОСТ Р ИСО 9001-96 (ИСО 9001:1994); ГОСТ Р ИСО 9002-96 (ИСО 9002:1994), ГОСТ Р ИСО 9003-96 (ИСО 9003:1994).
Рекомендации устанавливают порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) в Системе сертификации ГОСТ Р.
Рекомендации учитывают положения, содержащиеся в следующих документах:
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 62 "Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества"
- ИСО 19011:2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента"
- Руководящие указания Международного форума по аккредитации (МФА) (International Accreditation Forum Inc.) по применению Руководства ИСО/МЭК 62, изд. 2, 2001 г.
- Методический документ ИСО/ТК 176/ПК2. 524 R "Рекомендации по п.1.2 "Применение ИСО 9001:2000"
Настоящие рекомендации устанавливают порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в Системе сертификации ГОСТ Р.
Требования настоящих рекомендаций предназначены для участников Регистра Систем качества Системы сертификации ГОСТ Р, организаций, претендующих на получение сертификата соответствия системы менеджмента качества и организаций - держателей таких сертификатов.
В настоящем нормативном документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции
В настоящем документе использованы термины по ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 элементы системы менеджмента качества: Составные части системы, требования к которым определены пунктами ГОСТ Р ИСО 9001, далее неделимыми на подпункты, имеющие цифровое обозначение (перечень элементов приведен в приложении И).
Примечание - Данное определение приводится для целей сертификации систем менеджмента качества.
3.2 заказчик: Организация, обратившаяся в орган по сертификации с заявкой о проведении работ по сертификации системы менеджмента качества.
3.3 аудит: Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (ГОСТ Р ИСО 9000).
Примечания
1 Внутренние аудиты (аудиты первой стороны) проводит обычно сама организация или от ее имени.
2 Внешние аудиты обычно называют аудитами второй стороны или аудитами третьей стороны.
Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например, потребители или другие лица от их имени.
Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации. Эти организации проводят сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например, требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001.
3 Если система менеджмента качества и система экологического менеджмента (охраны окружающей среды) одновременно подвергаются аудиту, то это называют комплексным аудитом.
4 Если две или несколько (аудиторских) организаций проводят совместно аудит проверяемой организации, то это называют совместным аудитом.
3.4 проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту (ГОСТ Р ИСО 9000)
3.5 программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели (ГОСТ Р ИСО 9000).
3.6 план аудита: Описание деятельности и условий проведения аудита [1].
3.7 критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований.
Примечание - Критерии аудита используют в качестве базы для сравнения свидетельств аудита [1].
3.8 свидетельство аудита: Записи, изложение фактов или другой информации, сопоставляемые с критериями аудита, которые могут быть перепроверены.
Примечание - Свидетельство аудита может быть в качественном или количественном выражении [1].
3.9 выводы (наблюдения) аудита: Результаты сопоставления свидетельства аудита с критериями аудита.
Примечание - Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности улучшения [1].
3.10 область аудита: Содержание и границы аудита.
Примечание - Область аудита обычно включает описание места расположения объектов организации, деятельности и процессов, а также охватываемый период времени.
3.11 эксперт по сертификации систем менеджмента качества: Эксперт, получивший в Регистре персонала Системы сертификации ГОСТ Р сертификат на право проведения аудита систем менеджмента качества.
3.12 комиссия: Один или несколько экспертов, уполномоченных на проведение конкретного аудита.
Примечания
1 Одного из экспертов назначают председателем комиссии.
2 Председатель комиссии должен иметь опыт участия не менее чем в трех полных (не менее 15 дней) аудитах в качестве эксперта и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в ходе аудита.
3.13 технический эксперт: Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту аудита.
Примечания
1 Специальные знания или опыт включают знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой аудиту, а также знания языка или аспектов культуры страны, где проводится аудит.
2 Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в комиссии (ГОСТ Р ИСО 9000).
3.14 компетентность: Демонстрируемые личные качества и способность применять свои знания и навыки (умение) [1].
3.15 соответствие: Выполнение требования.
Примечание - Установленным требованием в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 является любая норма, введенная модальным глаголом "должен".
3.16 несоответствие: Невыполнение требования.
Примечание - Невыполнением установленного требования является отсутствие этого требования в документах системы менеджмента качества и/или отсутствие его реализации при функционировании системы.
3.17 значительное несоответствие (категория 1): Несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.
К значительным несоответствиям может быть отнесено отсутствие элемента или совокупности элементов и/или отсутствие их результативного функционирования.
3.18 малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента качества.
Примечание - К малозначительным несоответствиям системы менеджмента качества может быть отнесено несоблюдение единичного требования к системе.
3.19 уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.
3.20 область сертификации: Область распространения системы менеджмента качества организации, определяемая ее структурой, видами продукции и процессами их жизненного цикла.
Примечание - Процессы жизненного цикла описывают с использованием терминов раздела 7 ГОСТ Р ИСО 9001.
3.21 область применения системы менеджмента качества: Полнота применения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001, определяемая отсутствием или наличием допустимых исключений согласно пункту 1.2 ГОСТ Р ИСО 9001.
В результате сертификации систем менеджмента качества определяют:
- степень соответствия системы менеджмента качества проверяемой организации критериям аудита по ГОСТ Р ИСО 9001;
- результативность системы менеджмента качества.
5.1 Работы по сертификации систем менеджмента качества проводят в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 62 только аккредитованные в системе ГОСТ Р органы по сертификации систем менеджмента качества.
5.2 К работе по сертификации систем менеджмента качества привлекают экспертов по сертификации систем менеджмента качества, зарегистрированных в Регистре Системы сертификации персонала Госстандарта России.
5.3 Область сертификации определяет заказчик по согласованию с председателем комиссии.
5.4 В зависимости от области деятельности, вида продукции и пожеланий заказчика при сертификации к системам менеджмента качества могут быть предъявлены дополнительные требования в части законодательно регулируемой сферы и/или требований его потребителей.
6.1 Объекты аудита при сертификации системы менеджмента качества
При сертификации системы менеджмента качества объектами аудита являются:
- область сертификации и область применения системы менеджмента качества;
- соответствие качества продукции требованиям потребителей и обязательным требованиям к этой продукции;