4.4. Ширину улиц и дорог в красных линиях следует определять путем расчета в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава и количества элементов, размещаемых в пределах поперечного профиля, с учетом санитарно-гигиенических условий и требований особых обстоятельств. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: магистральных дорог 40-75 м; магистральных улиц: в крупных и крупнейших городах 50-75 м; в больших, средних и малых городах 30-50 м; в поселках и сельских поселениях 20-30 м; улиц и дорог местного значения 15-25 м.
Красные линии обозначают в координатах условную границу между внешними элементами поперечного профиля улиц и дорог (тротуар, обочина, техническая зона и др.) и прилегающей территорией.
Многообразие факторов, влияющих на ширину улиц одних и тех же категорий, позволяет рекомендовать только наиболее типичные решения поперечного профиля (см. рис.1-5), которые уточняются для конкретных градостроительных условий.
4.5. При проектировании поперечного профиля состав и количество элементов их взаиморасположение и пространственное решение определяются особенностями прилегающей застройки, интенсивности транспортного и пешеходного движения, видами транспорта, использованием надземного и подземного пространства.
4.6. В случаях равноценной застройки и относительно равнозначных по направлениям транспортных потоков поперечный профиль улиц и дорог, как правило, следует проектировать симметричным, при односторонней жилой или общественной застройке - асимметричным, приближая к застройке линии массового пассажирского транспорта и удаляя автомобильный. На асимметричное решение поперечного профиля улиц и дорог могут повлиять высокая неравномерность автомобильного движения, а также одностороннее расположение основных объектов притяжения населения или автотранспорта.
4.7. На отдельных участках магистральных улиц не рекомендуется размещать более двух видов общественного пассажирского транспорта, при этом основной из них желательно устраивать на обособленном полотне по оси проезжей части или с одной из двух сторон улицы.
При сравнении вариантов устройства линии общественного пассажирского транспорта на обособленном полотне или в уровне с проезжей частью предпочтение следует отдавать обособленному полотну. Критериями устройства обособленного полотна являются протяженность участка не менее 1000 м (не менее двух перегонов) и интенсивность движения: для трамвая - 20 ед./ч, для автобуса и троллейбуса - 40 ед./ч. и более в одном направлении.
4.8. При решении других элементов улиц и дорог рекомендуется:
полосы зеленых насаждений помимо разделения различных элементов использовать для устройства защитного озеленения, в целях ограничения распространения пыли, транспортного шума и выхлопных газов автомобилей, размещения шумозащитных стенок, экранов и др. Технические полосы и полосы озеленения следует использовать для прокладки инженерных коммуникаций: на магистральных улицах, дорогах общегородского значения, как правило, общесетевого уровня на магистральных улицах районного значения, улицах и дорогах местного значения - общесетевого и разводящего уровней;
резервные полосы предусматривать для последующего устройства и развития проезжих частей, линий общественного пассажирского транспорта, прокладки инженерных сетей, размещения шумозащитных устройств и сооружений;
при осуществлении комплексной застройки или реконструкции районов использовать наземное и подземное пространство улиц, дорог для размещения автомобильных стоянок и гаражей.
4.9. Уровень технического развития, обустройства и оборудования магистральных улиц и дорог определяется степенью концентрации на них транспортных и пешеходных потоков. Наименьшая ширина проезжей части составляет две полосы движения в двух направлениях, которые могут быть использованы для движения смешанного транспортного потока или специализированного потока: движение только средств общественного транспорта или легковых автомобилей. Наибольшая ширина проезжей части - четыре полосы движения в одном направлении, как правило, используются для движения смешанных потоков транспортных средств, но целесообразна специализация полос движения по видам транспорта.
Наименьшая ширина пешеходного тротуара составляет две полосы движения, наибольшая - восемь полос движения.
4.10. Количество проезжих частей в пределах одной магистральной улицы и дороги обычно не превышает одной-двух. При наличии транзитного движения в объеме более 30% от общего транспортного потока, а также в условиях неравномерности транспортных потоков по направлениям (более 70% и менее 30%) целесообразно устройство трех проезжих частей.
При величине транзитного движения более 50% от общего транспортного потока возможно устройство четырех проезжих частей, а при наличии в потоке транспортных средств с различными функциональными и скоростными характеристиками - пяти проезжих частей.
В стесненных условиях и при реконструкции застроенных районов допускается устройство проезжих частей в разных уровнях с использованием эстакад и тоннелей, а на склонах и набережных - консольных конструкций.
4.11. Поперечный профиль улиц и дорог на перегонах, как правило, включает проезжую часть (единую или раздельную, тротуары (пешеходные, служебные) и раздельные полосы (центральные, боковые). Параметры элементов поперечного профиля магистральных улиц и дорог следует определять как для установившегося движения на перегоне, так и на подходах к пересечению, где размеры транспортных потоков обусловливаются принятой схемой организации движения и могут потребовать видоизменения нормального поперечного профиля.
На подходах магистральных улиц и дорог общегородского значения к пересечениям с регулируемым и саморегулируемым движением, как правило, следует предусматривать уширение проезжей части на одну полосу движения на расстоянии не менее 50 м от пересечения. Протяженность отгона должна составлять не менее 20 м.
4.12. На магистральных улицах непрерывного и дорогах скоростного движения, а при необходимости и на магистральных улицах общегородского значения с регулируемым движением предусматриваются местные или боковые проезды шириной 7 м, а в случае движения общественного транспорта в одном направлении - 7,5 м, в двух направлениях не менее 10,5 м.
4.13. При суммарной интенсивности движения, не превышающей допустимый размер транспортного потока для одной полосы в каждом направлении, ширину проезжей части магистральных улиц и дорог на первую очередь строительства, в малых и средних городах и на расчетный срок, а также в стесненных условиях и в районах исторической застройки для организации троллейбусного двухстороннего движения допускается принимать 10,5 м, автобусного движения - 9 м, с организацией "карманов" в местах остановок и сохранением резерва в виде боковой разделительной полосы для расширения проезжей части до нормативных параметров.
4.14. При устройстве специализированных троллейбусно-пешеходных и автобусно-пешеходных улиц ширину проезжей части допускается уменьшать соответственно до 8 и 7 м при протяженности таких магистральных улиц не более 1,5 км. Скорость движения средств общественного транспорта на таких транспортных улицах не должна превышать 30 км/ч (см. приложение 3).
При смешанном транспортном потоке и суммарной загрузке менее 50% пропускной способности ширина проезжей части для двухстороннего движения троллейбусов может быть принята 12 м, при нормативной загрузке - не менее 14 м.
4.15. Проезжая часть улиц, дорог и проездов на горизонтальных кривых радиусом (по оси проезжей части) до 750 м должна быть уширена согласно табл.3.
Таблица 3
Радиусы кривых, м | более 500 до 750 | более 400 до 500 | более 300 до 400 | более 200 до 300 | более 150 до 200 | более 90 до 150 | более 50 до 90 | более 25 до 50 | более 15 до 25 | более 10 до 15 |
Уширение на каждую полосу движения | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,9 | 1,2 | 1,5 |