5.2.1 Во всех регионах распространения вечномерзлых грунтов, где по условиям надежности и долговечности допустимо, экономически оправдано и практически осуществимо, рекомендуется для автодорожных и железнодорожных мостов применять безростверковые опоры с использованием буровых (буроопускных, бурообсадных) и забивных свай, расположенных преимущественно в один-два ряда по фасаду моста.
Безростверковые опоры для железнодорожных мостов допускается применять в обсыпных устоях, а в промежуточных опорах - на суходолах для малых и средних мостов.
Опоры с фундаментом мелкого заложения (на естественном основании) допускается применять для мостов на вечномерзлых грунтах, используемых, как правило, по принципу II.
5.2.2 В регионах распространения засоленных мерзлых грунтов разрешается применение в устоях фундаментов безростверкового типа с плитой, расположенной в уровне подошвы конуса и опирающейся на грунты, поддерживаемые в твердомерзлом состоянии с помощью охлаждающих устройств и специальных конструктивно-технологических мероприятий (по согласованию с заказчиком).
5.2.3 Подошву ростверка свайных фундаментов рекомендуется располагать, как правило, над поверхностью грунта или над уровнем первой подвижки льда. Фундаменты с заглубленным ниже уровня первой подвижки льда ростверком допускается применять в сложных ледовых или других условиях. Для железнодорожных мостов фундаменты промежуточных опор следует проектировать с ростверком, расположенным ниже уровня первой подвижки льда или ледохода.
5.2.4 Для автодорожных мостов допускается применять устои диванного типа при условии осуществления мер по предотвращению появления недопустимых деформаций устоев, а также обеспечению устойчивости их на плоский и глубокий сдвиги.
5.2.5 В безростверковых опорах и фундаментах опор с ростверком рекомендуется применять в качестве стоек или элементов фундамента железобетонные столбы круглого и прямоугольного сечения, буровые сваи и некондиционные газовые стальные трубы диаметром 1-1,4 м.
5.2.6 Фундаменты, устраиваемые на вечномерзлых грунтах, используемых по принципу II, следует проектировать на случай полного их оттаивания в пределах зоны основания.
5.2.7 При проектировании оснований и фундаментов опор мостов, возводимых на вечномерзлых грунтах, следует выполнять теплотехнические расчеты основания и расчеты основания и фундаментов на силовые воздействия. При этом надлежит учитывать принцип использования вечномерзлых грунтов в качестве основания.
5.2.8 Прогноз многолетних изменений температуры вечномерзлых грунтов, включая определение температуры используемых по принципу I вечномерзлых грунтов, для расчета несущей способности оснований фундаментов автодорожных и железнодорожных мостов к концу установленного срока их эксплуатации допускается выполнять согласно приложению А.
5.2.9 Рассчитанная по приложению А температура мерзлых грунтов должна соответствовать условию обеспечения необходимой несущей способности и устойчивости оснований фундаментов опор моста. В противном случае для использования таких грунтов по принципу I необходимо осуществить меры по глубинному или поверхностному их охлаждению, предусмотренные приложениями А-Г.
5.2.10 Основания и фундаменты опор следует рассчитывать по двум группам предельных состояний:
- по первой - по несущей способности оснований, устойчивости положения фундаментов опор против опрокидывания и сдвига (плоского или глубокого), устойчивости фундамента на действие сил морозного пучения грунта;
- по второй - по деформациям оснований и фундаментов (осадкам, кренам, горизонтальным смещениям).
5.2.11 Расчеты по материалу конструкций железобетонных опор необходимо производить согласно СНиП 2.05.03-85. Расчеты по материалу полых и заполненных бетоном стальных свай-оболочек допускается производить, пользуясь приложением Д.
Элементы железобетонных конструкций фундаментов рассчитывают по трещиностойкости.
Предельно допустимую ширину раскрытия трещин в железобетонных свайных элементах опор и фундаментов (на стадии эксплуатации) в неагрессивной среде от воздействия постоянных и временных нагрузок принимают согласно СНиП 2.05.03-84.
Для железобетонных элементов опор, расположенных в агрессивной среде, допустимую ширину раскрытия трещин принимают согласно СНиП 2.03.11-85.
5.2.12 Расчет оснований фундаментов опор мостов следует производить при использовании:
- твердомерзлых грунтов по принципу I - по несущей способности;
- вечномерзлых грунтов по принципу II, а пластично-мерзлых по принципу I - по несущей способности и деформациям.
5.2.13 Расчетную поверхность вечномерзлых грунтов, используемых в качестве основания по принципу I, следует назначать, как правило, на расчетной глубине сезонного оттаивания.
5.2.14 Значения нормативных и расчетных глубин сезонного оттаивания и сезонного промерзания следует определять по СНиП 2.02.04-88, с уточнением согласно приложению А.
Значения расчетных глубин сезонного оттаивания или промерзания грунтов в основании опор рекомендуется принимать:
- для промежуточных опор, расположенных в пределах суши, пойменных участков и в руслах промерзающих до дна водотоков - соответственно от поверхности грунта, предварительной срезки (планировки) или от поверхности льда;
- для обсыпных устоев - от поверхности конуса, считая по нормали к ней.
5.2.15 Расчет по грунту свайных элементов безростверковых опор и фундаментов допускается производить, пользуясь приложением Е.
5.2.16 Нагрузки и воздействия на фундаменты опор мостов принимают в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84.