4.1 Задвижки подразделяют по следующим основным признакам:
- типу формообразования корпуса: литые, сварные, кованые, штампованные, комбинированные (литосварные, кованосварные, кованолитые, штампосварные);
- типу затвора: с клиновым запирающим элементом (с жестким клином, упругим клином, составным клином); с параллельным запирающим элементом (однодисковым, двухдисковым, шиберным);
- типу шпинделя: с выдвижным шпинделем, невыдвижным шпинделем;
- типу уплотнения подвижных элементов относительно внешней среды: сальниковые, сильфонные, с жидкометаллическим, графитоармированным и прочим уплотнением;
- типу присоединения к трубопроводу: фланцевые, муфтовые, цапковые, штуцерные, под приварку;
- типу конструкции проточной части корпуса: полнопроходные, неполнопроходные;
- исходному положению запирающего элемента задвижек с автоматическим управлением: нормально-открытые - управляющая среда закрывает; нормально-закрытые - управляющая среда открывает;
- типу основного разъема "корпус - крышка": с фланцевым соединением, с бесфланцевым соединением;
- типу передачи усилия управления от элемента управления к задвижке: с приводом вращательного типа, с приводом поступательного типа;
- типу уплотнения в затворе: по материалам - с эластичным уплотнением, уплотнением "металл по металлу";
- направлению подачи управляющей среды в привод задвижки:
а) с односторонним направлением (на открытие или на закрытие);
б) с двусторонним направлением (попеременно, на открытие и на закрытие или наоборот);
- форме уплотнения в соединении "корпус-крышка": с круглой, с некруглой;
- типу уплотнения неподвижных элементов: с плоским уплотнением, с уплотнением "выступ-впадина", "шип-паз", промежуточным кольцом;
- типу сальника (с сальником без самоуплотнения, с самоуплотняющимся сальником, с верхним уплотнением (затвором), с гидрозатвором, с гидрозатвором и верхним уплотнением (затвором);
- типу бесфланцевого соединения корпуса с крышкой: с самоуплотняющимся соединением, с резьбовым соединением;
- типу управления: с ручным управлением, с пневмо- или гидроприводом, с электроприводом.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2 Номинальные давления PN - по ГОСТ 26349. В настоящем стандарте (ТУ, КД на конкретную задвижку) могут по требованию заказчика предусматриваться нестандартные ряды номинальных давлений.
4.3 Номинальные диаметры DN - по ГОСТ 28338.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4 Давления пробные и рабочие - по ГОСТ 356.
4.5 Значение рабочего давления приводят в технических требованиях (технической характеристике) сборочного чертежа задвижки, а также, по усмотрению разработчика задвижки, в других документах основного комплекта КД. Пример записи рабочего давления 80 кгс/см: "80".
4.6 Пробное давление приводят в технических требованиях чертежей деталей (сборочных единиц), подлежащих испытаниям на соответствие 5.1.4.6.