Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по разработке проекта содержания автомобильных дорог

5. Мероприятия по зимнему содержанию дорог


Наиболее сложным и ответственным для эксплуатационных организаций периодом года является зима. Большая территория России, обширное природно-климатическое разнообразие, сложные условия работы большей части сети автомобильных дорог требуют особого внимания к выполнению необходимого комплекса мероприятий по устойчивой и надежной их работе в этот период.

Для этих целей требуется:

- определить необходимые материально-технические ресурсы для зимнего содержания;

- обеспечить проведение комплекса мероприятий по защите дорог от снежных заносов во время метелей;

- обеспечить проведение работ по профилактике или ликвидации зимней скользкости;

- осуществить развитие системы дорожного метеорологического обслуживания для обеспечения производственных процессов информацией о возможных изменениях погодных условий и выбора на этой основе оптимальной технологии работ.

Раздел проекта "Зимнее содержание автомобильной дороги" должен рассматривать два вида работ:

- борьба со снежными заносами на дороге;

- борьба с зимней скользкостью на проезжей части дороги.

5.1. Мероприятия по уменьшению заносимости дорог во время метелей.

5.1.1. Все мероприятия, обеспечивающие снегонезаносимость дорог во время метелей, основываются на прогнозе возможных объемов снегоприноса к различным участкам дороги и возможных объемов снегоотложений на конец зимнего периода от расчетного объема снегоприноса.

Вопросы снегонезаносимости дороги должны решаться на стадии проектирования строительства (реконструкции) дорог. При проектировании плана трассы снегонезаносимость обеспечивается выбором направления трассы с учетом направлений господствующих метелевых ветров, проложением трассы по наветренным склонам рельефа. В продольном профиле снегонезаносимость обеспечивается выбором руководящей рабочей отметки в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Для поперечных профилей земляного полотна в районах с интенсивными метелями проектируют раскрытые выемки и насыпи обтекаемого профиля. В разделе инженерного обустройства дороги для снегозаносимых участков должны быть запроектированы снегозадерживающие устройства.

Если какие-либо из мероприятий не учтены в проекте, то дорожная служба выявляет снегозаносимые участки в процессе эксплуатации дороги, в соответствии с этими данными необходимо проведение работ по уменьшению или полному устранению заносимости дороги метелевым снегом. Такие работы могут быть проведены собственными силами или выполнены по договору со специализированной организацией.

5.1.2. На стадии эксплуатации дороги для разработки мероприятий по уменьшению снегозаносимости необходимо проведение комплекса работ:

- обследование автомобильной дороги с целью выявления снегозаносимых участков, существующих постоянных снегозадерживающих преград и применяемых временных снегозадерживающих устройств;

- обследование существующих постоянных снегозадерживающих преград, их конструкций и установление их снегосборной способности;

- определение расчетного объема снегоприноса к различным участкам дороги и снегоотложений на конец зимнего периода, параметров расчетной метели по данным наблюдений на ближайшей метеостанции;

- количественная оценка снегозаносимости дороги от метелевого снега;

- проектирование, в случае необходимости, постоянной или временной снегозащиты.

5.1.3. При обследовании дороги к снегозаносимым участкам относят все выемки, насыпи с высотой меньше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости, определенной СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", а также участки дороги в насыпи, расположенные в верхней части подветренных склонов рельефа. На этих участках дорога может находиться в зоне метелевых отложений, вызываемых рельефом.

Выявление снегозаносимых участков осуществляют также на основе анализа имеющейся проектной документации (ведомость углов поворота, план, продольный профиль и поперечные профили земляного полотна).

При отсутствии проектной документации проводят специальное полевое обследование дороги. В состав работ при этом входит:

- выявление снегозаносимых участков;

- геодезическая съемка поперечных профилей на снегозаносимых участках;

- определение направлений (азимутов) снегозаносимых участков.

Проектные данные или результаты полевого обследования заносят в табл.5.1.

Таблица 5.1


Ведомость снегозаносимых участков