Статус документа
Статус документа



ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ



УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Минтранса России N ОС-859-р от 09.10.2002 г.

Введение


Настоящие Методические рекомендации разработаны впервые и предлагаются в качестве руководства при разработке проекта содержания автомобильных дорог, реализация которого позволит создать устойчивую и эффективную систему содержания, способную обеспечить надежную работу автомобильных дорог, безопасные условия движения транспорта и надлежащий уход за дорогами и дорожными сооружениями в течение всего года.

Документ включает в себя основные требования к организации службы содержания, размещению административно-производственных комплексов дорожно-эксплуатационной службы, даны рекомендации по определению состава и объема работ и всех конструктивных элементов дорог и цикличности их выполнения, а также освещены вопросы по организации дорожного метеообеспечения, оснащению дорожной техникой, созданию пунктов учета транспортных средств и другие мероприятия.

Методические рекомендации предназначены для использования их органами управления дорожным хозяйством при разработке проектов содержания существующих автомобильных дорог, а также могут быть использованы проектными организациями при разработке раздела "Содержание автомобильных дорог", входящего в состав инженерного проекта на строительство, реконструкцию федеральных автомобильных дорог.

Документ разработан ГП "РосдорНИИ" (докт. техн. наук Кретовым В.А., канд. техн. наук Лебедихиным А.В., инженерами Розовым Ю.Н., Повхом А.С., Ивановой Р.С., Ганеевой И.А., Розовым С.Ю., Алекумовой Н.В., канд. техн. наук Волынским Б.М.); ВГАСУ (канд. техн. наук Самодуровой Т.В., канд. техн. наук Гладышевой И.А., канд. техн. наук Гладышевой О.В.); ГП ВНПЦ "РосдорНИИ" (канд. техн. наук Калгиным Ю.И.); ГП СНЦП "РосдорНИИ" (инженерами Телюфановой О.П., Малиновской Е.В.); Центруправтодором (инженерами Травкиным В.Ю., Сухом В.И., Сариевым О.А.); НТЦ "Микроком" (инж. Богачевым В.М.).

1. Общие положения

1.1. Целью "Методических рекомендаций по разработке проекта содержания автомобильных дорог" является создание устойчивой и эффективной системы содержания дороги, которая позволит обеспечить надлежащий уход за сооружениями, их сохранность, бесперебойное и безопасное движение транспорта при оптимальных расходах финансовых средств и материально-технических ресурсов, выделяемых для этих целей.

1.2. Основной задачей содержания дорог является осуществление в течение всего года (с учетом сезона) комплекса профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями, а также устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается требуемое транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.

1.3. При организации работ по содержанию автомобильных дорог определение мероприятий осуществляют для двух временных периодов: весенне-летне-осеннего и зимнего.

В весенне-летне-осенний период, как правило, осуществляются работы, связанные с уходом и устранением незначительных деформаций на проезжей части, земляном полотне, элементах обустройства и обстановки и полосе отвода дороги.

В зимний период проводится комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного движения на автомобильных дорогах, включая очистку дороги от снега, защиту дорог от снежных заносов и борьбу с зимней скользкостью.

1.4. Ежегодные объемы работ по содержанию дорог и финансирование определяет заказчик в зависимости от народнохозяйственного и административного значения и состояния дороги, требуемого уровня содержания, интенсивности движения (эксплуатационной категории дороги) и региона месторасположения дороги (см. "Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог". Утверждены ФДС России 28.11.97).

2. Порядок разработки и состав проекта

2.1. Разработку проекта (раздела инженерного проекта) содержания автомобильных дорог осуществляют специализированные предприятия (организации), имеющие опыт и право (лицензию) на проведение этих работ.

2.2. Разработка проекта содержания автомобильной дороги, как правило, осуществляется в следующей последовательности:

- составление технического задания на разработку проекта;

- изучение и анализ проектно-сметной и другой технической документации (паспорт дороги, материалы обследования, диагностики и испытаний и т.п.);

- дополнительные обследования (при необходимости) эксплуатируемой автомобильной дороги с уточнением геометрических параметров, состояния элементов дороги, определением гололедоопасных и снегозаносимых участков и других показателей;

- сбор, обработка и анализ метеорологических данных для использования их при разработке организации и технологии работ по содержанию автомобильной дороги;

- осуществление расчетов по определению состава и годовых объемов работ по содержанию дороги (участка) для весенне-летне-осеннего и зимнего периодов;

- разработка (совершенствование) организационной структуры службы содержания с определением количества, зоны обслуживания и места расположения дорожно-эксплуатационных предприятий (ДЭП), мастерских дорожных (МУ) и мостовых (ММУ) участков, баз (складов) противогололедных материалов, пунктов учета транспортных средств и весового контроля, дорожных метеостанций (постов);

- расчет потребности необходимой дорожной техники, с учетом имеющейся в существующих дорожных подразделениях, для комплексной механизации работ по содержанию автомобильной дороги;

- разработка мероприятий по зимнему содержанию автомобильной дороги;

- привязка типовых или разработка индивидуальных проектов зданий и сооружений административно-производственного назначения (здания, склады, базы, гаражи, котельни и т.п.);

- составление, экспертиза, согласование и передача заказчику готового проекта содержания автомобильной дороги.

2.3. Проект содержания автомобильной дороги состоит из пояснительной записки, графического материала, ведомостей и таблиц.

2.3.1. Пояснительная записка может содержать следующие основные разделы:

- Общая часть.

Содержит общие сведения об автомобильной дороге, погодно-климатических и географических характеристиках района, транспортно-эксплуатационном состоянии, основных геометрических параметрах дороги, расположенных на ней сооружениях, а также соответствие этих характеристик нормативным требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам общего пользования. Дается оценка о возможности использования местных ресурсов дорожно-строительных, противогололедных, обеспыливающих и других материалов, используемых при содержании автомобильных дорог и сооружений на них.

- Организация дорожно-эксплуатационной службы.

Освещаются вопросы, касающиеся создания (совершенствования) дорожно-эксплуатационной службы на дороге, в том числе раскрывается иерархическая структура подчиненности службы содержания, количество, зоны обслуживания и места расположения дорожно-эксплуатационных предприятий (ДЭП), мастерских дорожных (МУ) и мостовых (ММУ) участков. Рассматриваются основные требования к размещению и составу производственных баз основного и низовых звеньев обслуживания дороги с целью возможности использования этих данных для оценки и выбора типовых проектов или составления технического задания для разработки индивидуальных.

- Состав работ по содержанию автомобильных дорог.

Приводятся состав и объемы работ в физических величинах (км, м, м, шт.) по всем конструктивным элементам дороги, а также годовые объемы с учетом заданного уровня содержания и цикличности проведения работ. Объемы работ используются для определения необходимого количества материалов, дорожной техники, трудовых и финансовых ресурсов.

- Зимнее содержание дорог.

В разделе приводятся мероприятия по борьбе со снежными заносами и зимней скользкостью на автомобильных дорогах, данные метеорологического обеспечения, оценка гололедоопасных и снегозаносимых участков.

- Потребность дорожной техники и материалов для содержания дорог.

- Пункты учета транспортных средств (ПУТС).

- Стационарные службы весового контроля (СПВК).

- Производственно-технологическая и аварийная связь.

- Дорожные метеостанции (ДМС).

2.3.2.Графический материал проекта.

- Схема дороги (участка) с размещением всех существующих и намечаемых к строительству (реконструкции) конструктивных элементов дороги и основных искусственных сооружений (мосты, трубы, путепроводы и др.), административно-производственных зданий и сооружений (ДЭУ, ДЭП, ДРП, ПУТС, СПВК, ДМС, ВОХР и др.).

- Схема устройства снегозащитных лесных полос (рекомендуемая).

- Линейная схема расположения баз для хранения противогололедных материалов (ПГМ) и зоны их обслуживания (рекомендуемая).

- Графики обработки дорожных покрытий ПГМ (рекомендуемые).

- В проекте могут быть представлены и другие графические материалы в виде схем, диаграмм, графиков, дающих наглядное представление и поясняющих основные результаты работы.

3. Основные принципы и требования к организации службы содержания

3.1. Важнейшим этапом осуществления поставленной перед дорожниками основной задачи - обеспечения бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта, является создание эффективной структуры эксплуатационной службы, способной на высоком инженерном уровне решать задачи управления дорожным хозяйством, качественно и оперативно выполнять комплекс дорожных работ по созданию условий проезжаемости на дороге.

3.2. В настоящее время функции государственного управления федеральными автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности, возложены на федеральный орган исполнительной власти - Государственную службу дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ (Росавтодор МТРФ). Компетенция федерального дорожного органа определена Правительством Российской Федерации.

Осуществление деятельности по организации содержания автомобильных дорог обеспечивают органы управления дорожным хозяйством, федеральные управления автомобильных дорог (ФУ), управления автомагистралей (УА), органы управления автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (ТОУ), которым переданы полномочия по управлению федеральными автомобильными дорогами. Деятельность их определена Уставом, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.

3.3. Устойчивая работа автомобильных дорог в первую очередь обеспечивается за счет эффективной организационной структуры службы содержания, в основе которой находится оптимальное количество предприятий и рациональное закрепление за ними обслуживаемых участков дороги.

Непосредственными исполнителями работ по содержанию дорог являются государственные унитарные предприятия (ГУП) и другие подрядные организации, за которыми закрепляются участки (участок) дорог для обслуживания, протяженность которых определена нормативными требованиями СНиП 2.05.02-85.

Взаимоотношения органов управления дорожным хозяйством с "Исполнителем" (ГУП или другими подрядными организациями) определяются договором подряда на выполнение работ по содержанию автодорог.

В составе ГУП создаются структурные подразделения (мастерские участки, ДЭУ, ДРП), за которыми для обслуживания закрепляется участок дороги, протяженность которого определяется в соответствии со СНиП 2.05.02-85.

3.4. Места расположения производственных баз эксплуатационных предприятий выбираются с учетом приближения их к населенным пунктам. Эти требования исходят из условий решения вопросов привлечения рабочей силы, охраны имущества, возможности подключения к имеющимся коммуникациям и других проблем, связанных с эффективной работой дорожных комплексов и их жизнеобеспечением.

3.5. Основные требования к размещению производственного комплекса мастерского участка (МУ, ДЭУ, ДРП).

Производственная база МУ располагается на специально отведенной территории площадью 1,5-2,0 га, где размещаются следующие объекты:

- Закрытая теплая стоянка для автотранспортной и дорожной техники на 15-30 машино-мест (в зависимости от нормативной потребности). При наличии теплой стоянки в зимний период значительно сокращается время запуска и прогрева двигателей и ввода машин в работу, уменьшается износ деталей двигателей и расход горюче-смазочных материалов. В течение всего года обеспечивается сохранность работающей и сезонной техники, поставленной на консервацию.

В одном блоке с закрытой стоянкой размещается не менее 2 постов со смотровыми ямами для диагностики, осмотра и планово-предупредительных технических обслуживаний машин и механизмов.

- Административно-бытовой корпус, состоящий из комнаты 18-20 м со стационарной радиостанцией и автоматизированным рабочим местом мастера (АРМ-М), помещения для обогрева и приема пищи рабочими, водителями и механизаторами и гардеробных, душевых и умывальных. Корпус должен быть теле-радиофицирован.

- Материальный склад площадью 24-36 м (в одном блоке с закрытой стоянкой или АБК).

- Мойка на 2 машино-места размером 12х18 м.

- Топливомаслозаправочный пункт емкостью 2х20 т + 1х10 т.

- Котельная контейнерного типа (при отсутствии центральной).

- Очистные сооружения ливневых стоков.

- Очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков.

- Наружные и внутриплощадочные инженерные сети.

- Противопожарные сооружения (емкости, водоемы, гидранты).

Все подъезды, проезды и открытые стоянки для автотранспортной и дорожной техники должны иметь твердое капитальное покрытие и вертикальную планировку, обеспечивающую поверхностный сток воды. Территорию ограждают и устраивают наружное освещение в ночное время. На въезде-выезде обустраивают металлические ворота с механическим приводом открывания-закрывания и проходную будку для дежурного вахтера и сторожей.

На территории должен быть обустроенный метеопост и для повышения эстетического вида предусмотрено озеленение - устройство газонов, клумб и посадка декоративных кустов и деревьев.

3.6. Требования к административно-производственной базе дорожно-эксплуатационного предприятия (ГУП).

На базе ГУП предусматривается выполнение специальных работ по планово-предупредительному ремонту и обслуживанию дорожной техники, которые экономически нецелесообразно выполнять на базе каждого эксплуатационного подразделения. Кроме того, на производственной базе ГУП сосредоточены такие машины и механизмы, которые заняты на работах по всей дороге, работают по сквозному принципу.

Производственная база ГУП располагается на территории площадью не менее 1,5-2,0 га, на которой размещены следующие объекты:

- административное здание конторы с оборудованной диспетчерской службой (ЦУП);

- закрытая теплая стоянка для техники, осуществляющей сквозное содержание автодороги, служебных легковых автомобилей, автомашин технической помощи с передвижным электрогазосварочным агрегатом, тягача к прицепу тяжеловозу и другие механизмы, обеспечивающие содержание дороги;

- здания ремонтно-механических мастерских с размещением в них:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs