Статус документа
Статус документа

ГОСТ 520-2002 (ИСО 492-94, ИСО 199-97) Подшипники качения. Общие технические условия (с Поправкой)

     3 Определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины и обозначения с соответствующими определениями.

3.1 Общие положения

Только нижнее отклонение допуска на диаметр отверстия и верхнее отклонение допуска на наружный диаметр распространяется на всю ширину отверстий и наружные поверхности подшипниковых колец. Определения в 3.4.1, 3.4.2 и 3.5.1 относятся только к поверхностям между фасками колец.

Если нет особых уточнений, то термины "кольцо", "внутреннее кольцо" и "наружное кольцо" соответственно включают плоское кольцо, тугое кольцо упорного и упорно-радиального подшипника и свободное кольцо упорного и упорно-радиального подшипника.

Для конических роликовых подшипников термин "внутреннее кольцо конического подшипника" иногда используют для определения "внутреннего кольца" или "внутреннего подузла", а "наружное кольцо конического подшипника" - для определения "наружного кольца".

Термин "единичный" применялся в технологии изготовления подшипников качения в течение длительного времени (единичное отверстие, единичный наружный диаметр и т.д.), но он означает то, что и термин "действительный локальный", используемый в международных стандартах и определенный в ИСО 286-1 [1].

3.1.1 измерительное усилие: Усилие, прилагаемое наконечником индикатора или самописца к измеряемой поверхности.

3.1.2 измерительная нагрузка: Усилие извне, прилагаемое к испытуемому образцу при проведении измерения.

3.2 Подшипники и типоразмеры подшипников

3.2.1 открытый подшипник качения: Подшипник качения без уплотнений и защитных шайб.

3.2.2 закрытый подшипник качения: Подшипник качения с одним или двумя уплотнениями, с одной или двумя защитными шайбами или одним уплотнением и одной защитной шайбой.

3.2.3 самолетный подшипник качения: Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в самолетах, в том числе в системах управления.

3.2.4 приборный прецизионный подшипник качения: Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в приборах.

3.2.5 сдвоенный подшипник: Два подшипника качения, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают как один подшипник.

3.2.6 комплектный подшипник качения: Один из подшипников качения, входящих в состав сдвоенного подшипника или в комплект подшипников.

3.2.7 подузел подшипника: Кольцо подшипника с телами качения или без них, или с сепаратором и телами качения, или тела качения с сепаратором в сборе, которые могут быть свободно отделены от подшипника.

3.2.8 базовый типоразмер подшипника: Типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую внутреннюю конструкцию и основное условное обозначение в соответствии с ГОСТ 3189 (например, 205, 7609).

3.2.9 модификация базового типоразмера подшипника: Типоразмер подшипника, имеющий тип, конструктивную разновидность и габаритные размеры соответствующего базового типоразмера, но отличающийся особенностями внутренней конструкции (сепаратора и др.) и определяемый в условном обозначении дополнительными знаками (например, 205К, 1000802Л).

3.3 Оси, направления, плоскости, положения и поверхности

3.3.1 ось подшипника: Теоретическая ось вращения подшипника качения.

3.3.2 ось внутреннего кольца: Ось цилиндра или конуса, вписанного соответственно в цилиндрическое или коническое отверстие внутреннего кольца.

3.3.3 ось наружного кольца: Ось цилиндра, описанного вокруг наружной цилиндрической поверхности наружного кольца.

3.3.4 базовый торец кольца: Торец, спроектированный изготовителем как базовый торец подшипника, который может служить базой для измерений.

Примечания

1 Базовым торцом для измерения кольца обычно является немаркированный торец. Для симметричных колец, когда невозможно определить базовый торец, считается, что допуски относятся к любому торцу.

2 Для подшипников, предназначенных для восприятия осевых нагрузок, им, в основном, является широкий торец.

3 Для подшипников с наружными кольцами, имеющими упорный борт, базовым торцом является опорный торец упорного борта, предназначенный для восприятия осевой нагрузки.

3.3.5 радиальная плоскость: Плоскость, перпендикулярная к оси.