Статус документа
Статус документа

Руководство по производству работ дорожным мастером (при содержании и ремонте автомобильных дорог)

     3.2. Производство работ весеннего переходного периода эксплуатации (зима-весна)


В весенний переходный период, после схода снежного покрова, под руководством дорожного мастера выполняются следующие работы по содержанию дорог и искусственных сооружений.

3.2.1. Подготовка системы водоотвода и водопропускных сооружений к пропуску талых и паводковых вод и ледохода

В рамках реализации системы мероприятий по пропуску талых вод производятся работы по очистке от снега и льда водоотводных канав, открытых лотков, приемных колодцев, устоев трубчатых выпусков из дренажей, выходов на откос дренажных прорезей и воронок, а также работы по подготовке мостов к пропуску паводка и ледохода. Работы производятся ранней весной в период, предшествующий сходу снежного покрова (до начала интенсивного снеготаяния).

- Прикромочные лотки, водосбросы по откосу и приемные колодцы очищаются от снега и льда полностью;

- устои трубчатых выпусков из дренажей очищаются на расстоянии не менее 0,5 м по периметру устоя;

- водоотводные канавы освобождаются от снега вдоль оси на ширину не менее 0,5 м до уровня грунта.

Снежные отложения большой плотности и ледяные отложения удаляют предварительно (за сутки до проведения работ), распределив в местах их образования химические противогололедные вещества в количестве 30-60 г на 1 мснежно-ледяных отложений (при толщине отложений до 5 см).

- Осуществляют скол льда по периметру опор мостов, ледорезов и вдоль укрепления откосов в виде прорубей-борозд шириной 0,3-0,5 м на расстоянии не менее 0,2-0,3 м от конструкций.

3.2.2. Восстановление профиля переходных покрытий (гравийных, щебеночных)

- Восстановление профиля переходных покрытий заключается в профилировании (рис.11).

Рис.11. Технологическая карта профилирования покрытий переходного типа



- Первое профилирование выполняют после таяния снега, в результате чего улучшается поверхностный водоотвод, ускоряется просыхание покрытия, ликвидируются колеи глубиной до 2-4 см и выравнивается поперечный профиль.

- Второе профилирование делают в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.

- Профилирование выполняют автогрейдером (рис.11), последовательными проходами от обочин к оси проезжей части (рекомендуемая длина захватки 1,5-3 км). Если толщина слоя гравийного покрытия недостаточна, подсыпают гравий (фракции 10-15 мм) или крупнозернистый песок (фракции 2-5 мм) при расходе 20-30 м на километр дороги.

- По окончании профилирования необходимо произвести уплотнение покрытия легкими катками за 3-5 проходов по одному следу. Уплотнение необходимо производить последовательными проходами катков от обочин к оси проезжей части с перекрытием 0,4 м (рис.12).


Рис.12. Технологическая карта уплотнения переходных покрытий после профилирования

3.2.3. Ликвидация последствий проявления пучин, включая проведение ремонта покрытий всех типов, при необходимости, с заменой слоев основания дорожной одежды и подстилающих слоев (после оттаивания грунтов земляного полотна)

- Весной в начале оттаивания, после освобождения от снега покрытия, обочин и внутренних откосов канав, на пучинистых yчастках поперек обочин через 3-4 м выкапывают воздушные воронки шириной 25 см, глубиной до дна корыта, в шахматном порядке. Их дну придается уклон 4-5% (рис.13).

Рис.13. Проведение весенних противопучинистых мероприятий

- Прокопку осушительных воронок выполнять с помощью машин с рабочим органом роторного типа. После отвода воды воронки засыпают дренирующим грунтом и планируют обочины.