Статус документа
Статус документа

Руководство по производству работ дорожным мастером (при содержании и ремонте автомобильных дорог)

     3.1. Систематически выполняемые работы


Под руководством и контролем дорожного мастера выполняются следующие систематические работы по содержанию дорог:

  

     3.1.1. Поддержание полосы отвода в чистоте и порядке


- Дорожными рабочими по распоряжению, выдаваемому дорожным мастером на основании результатов ежедневного осмотра дороги, производится уборка мусора и посторонних предметов с придорожной полосы (на расстоянии не менее 30 метров от бровки земляного полотна), посторонние предметы и мусор собираются дорожными рабочими в автомобиль-самосвал и вывозятся в специально отведенные места.

- Предметы, представляющие опасность с точки зрения безопасности движения, должны быть убраны с полосы отвода в течение 3 часов с момента обнаружения, остальные - в течение суток.     

      3.1.2. Исправление и мелкий ремонт защитных и укрепительных устройств     

- Обнаруженные дефекты укрепления откосов земляного полотна, берм, водоотводных дамб и т.п. устраняются по указанию дорожного мастера дорожными рабочими в течение пяти суток с момента обнаружения путем укрепления откосов щебнем или каменными материалами.

- Распределение материала осуществляется вручную, экскаватором или планировщиком откосов.

- Уплотнение производят ручными трамбовками или виброплитами.

- О разрушении укреплений железобетонными плитами, сетками и т.п. дорожный мастер сообщает в письменной форме главному инженеру. Исправление выявленных дефектов укрепления железобетонными плитами, сетками и т.п. осуществляется дорожным мастером в соответствии с проектным решением, утвержденным главным инженером дорожно-эксплуатационной организации.

     3.1.3. Поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода


- На основании данных периодических осмотров (проводимых один раз в  квартал) дорожный мастер назначает работы по очистке от посторонних предметов и грунтовых отложений приемных колодцев дренажей, дренажных труб, водостоков по откосу, быстротоков, перепадов, кюветов и водоотводных канав.

- Посторонние предметы извлекаются и удаляются в установленные места складирования мусора и отходов.

- Грунтовые отложения удаляются гидросмывом или вручную.

3.1.4. Устранение мелких деформаций и повреждений проезжей части (заделка выбоин, просадок, размывов и пр.)

- Устранение отдельных дефектов покрытия (выбоин, проломов и просадок глубиной более 5 см, длиной дефекта более 15 см и шириной более 40 см) необходимо произвести в течение пяти суток с момента обнаружения повреждения при интенсивности движения по дороге более 3000 авт./сут, в течение семи суток - при интенсивности движения 1000-3000 авт./сут и в течение 10 суток - при интенсивности движения до 1000 авт./сут.

- При устранении выбоин и других аналогичных им повреждений на асфальтобетонном покрытии соблюдают общую технологическую последовательность, которая включает подготовку поврежденного места, приготовление, укладку и разравнивание ремонтных материалов (смесей), их уплотнение. В качестве ремонтных материалов используют горячие, теплые и холодные асфальтобетонные смеси, литой асфальтобетон, щебеночные и гравийные материалы, обработанные органическим вяжущим (горячим битумом или эмульсиями), влажные органоминеральные смеси.

- Ремонт асфальтобетонных покрытий с применением горячих асфальтобетонных смесей и щебеночных смесей, обработанных органическим вяжущим, производят при температуре воздуха не ниже +10 °С, литой асфальтобетон - при температуре не ниже -5 °С, влажные органоминеральные смеси при температуре не ниже -10 °С. Ремонтируемое место подготавливают в следующем порядке: границы выбоин оконтуривают отрезками прямых линий, пересекающимися под прямым углом, захватывая на 3-5 см неповрежденную часть покрытия; выбоины, близко отстоящие друг от друга, объединяют в одну общую карту; старый асфальтобетон удаляют по очерченному контуру, выбоину очищают и при необходимости просушивают; ее дно и стенки подгрунтовывают жидким битумом по норме 0,3-0,5 л/м, предварительно разогрев покрытие по периметру участка горелками форсуночного типа до 140-170 °С (рис.1 и 2).

Рис.1. Подготовка участка покрытия с одиночным дефектом к ремонту


Рис.2. Подготовка участка покрытия с несколькими дефектами к ремонту



- При использовании органоминеральных смесей тщательная очистка выбоин и подгрунтовка не требуются.

- После подготовки выбоину заполняют ремонтным материалом с учетом запаса на уплотнение (1,3 - для горячих асфальтобетонных смесей, 1,6 - для холодных асфальтобетонных смесей, 1,8 - для органоминеральных) (рис.3); при использовании литого асфальтобетона запас на уплотнение не предусматривается.