Статус документа
Статус документа

Пособие к СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы" по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (ПМП-91)

     5.3. Изыскания для составления проекта

1. Инженерно-геологические изыскания для составления проекта мостового перехода в случае, если рекомендуемый вариант не был выбран при разработке предпроектной документации, выполняют в два этапа.

На первом этапе выполняют работы на конкурентноспособных вариантах для оценки каждого и выбора рекомендуемого варианта на основе их технико-экономического сравнения.

На втором этапе выполняют полный комплекс инженерно-геологических работ на выбранном варианте мостового перехода.

2. Условия, состав и объемы работ на первом этапе изложены в пп.5.1 и 5.2.

3. Элементами сравнения при выборе лучшего в инженерно-геологическом отношении (оптимального по другим технико-экономическим показателям) варианта мостового перехода является:

залегание неразмягчаемых прочных пород (скальных, полускальных, крупнообломочных и др.) на более высоких по отношению к меженному уровню воды в реке отметках;

сравнительно более ровная поверхность и меньшие уклоны кровли прочных грунтов, подстилающих аллювий;

отсутствие или меньшая интенсивность и размеры проявлений, неблагоприятных для строительства и эксплуатации моста, подходов к нему и других сооружений перехода различных русловых, пойменных, береговых, склоновых, карстовых, мерзлотных и других физико-геологических процессов на участке изысканий;

относительная близость и удобство сообщения рассматриваемого варианта с месторождениями местных строительных материалов и карьерами грунта.

А. Работы для выбора варианта мостового перехода

4. Задачи инженерно-геологических изысканий на этом этапе состоят в изучении геологического строения, гидрогеологических условий, физико-геологических явлений и процессов, развитых на участках вариантов мостовых переходов, и в поисках месторождений местных строительных материалов и грунтов для строительства.

В районах распространения вечномерзлых грунтов задача инженерно-геологических изысканий состоит в определении участка, в пределах которого мерзлотные условия строительства будут наиболее благоприятными, а его размеры позволят разместить проектируемые сооружения мостового перехода.

Изыскания выполняют на заданных вариантах мостовых переходов. В состав изысканий для выбора варианта перехода входят подготовительные, полевые, лабораторные и камеральные работы.

5. В подготовительный к полевым изысканиям период разрабатывают техническое задание на изыскания (утверждаемое руководством проектной организации), собирают и изучают материалы по району работ и участкам вариантов мостовых переходов, составляют программу инженерно-геологических изысканий, оформляют договор и разрешение на производство работ, комплектуют изыскательские подразделения и решают другие организационные вопросы.

В районах распространения вечномерзлых грунтов на основе дешифрирования материалов аэрофотосъемки выполняется ландшафтное районирование (масштаба 1:25000-1:10000) участков, предназначенных для выбора вариантов переходов, проводится типизация инженерно-геологических и мерзлотных условий для оценки территории этих участков.

В техническом задании на выполнение инженерно-геологических изысканий указывают положение дороги и сопряженных с ней мостовых переходов по различным вариантам, границы района, в пределах которого должен быть выбран переход, приводят соображения о возможной длине моста.

При выполнении работ в районах распространения вечномерзлых грунтов техническое задание на производство инженерно-геологических изысканий дополнительно должно содержать сведения о предполагаемом принципе использования вечномерзлых грунтов в качестве оснований фундаментов опор и береговых устоев.

Программу изысканий составляют на основе технического задания главного инженера проекта после изучения упомянутых выше материалов по районам и участкам работ. В программе приводят общую характеристику района, намечают состав, объемы и сроки выполнения инженерно-геологических работ, излагают методику их выполнения.

Программу утверждает руководство проектно-изыскательской организации и согласовывает Заказчик. Если изыскания и проектирование выполняют разные организации, программу согласовывают с генеральным проектировщиком. В соответствии с намечаемыми программой, составом и объемами работ составляют смету на изыскательские работы.

6. В полевой период по каждому варианту мостового перехода проводят инженерно-геологическую съемку (а в районах распространения вечномерзлых грунтов - мерзлотную инженерно-геологическую съемку), геофизические исследования, буровые, разведочные и опытные работы, опробование грунтов и воды, лабораторные исследования и полевую обработку получаемых материалов [19]. В районах распространения вечномерзлых грунтов проводят измерения температур грунтов в скважинах.

7. Образцы грунтов, отбираемые из выработок, после описания геологом, контрольного просмотра начальником партии или главным геологом экспедиции, выполнения лабораторных работ и увязки геологических разрезов вариантов моста хранят до окончания изысканий, за исключением образцов, отбираемых из опорных скважин. Эти образцы сдают на хранение Заказчику.

8. Топографической основой для ведения инженерно-геологических съемок служат аэрофотоснимки, космические снимки, карты масштабов от 1:25000 до 1:10000 и топографические планы масштабов от 1:5000 до 1:500. Космические и аэрофотоснимки должны быть дешифрированы до полевых работ, а в самом начале изысканий - откорректированы на местности.

9. В сложных природных условиях для сравнения вариантов мостовых переходов, оконтуривания и выделения на аэроснимках или другой основе площадей с развитием современных физико-геологических процессов, а также с целью поисков месторождений строительных материалов и карьеров грунта могут применяться аэровизуальные обследования.

10. При пересечении селеносных долин инженерно-геологической съемкой масштаба 1:25000-1:10000 должны быть охвачены все варианты перехода. Если они удалены друг от друга на расстояние более 0,5 км, съемку ведут по каждому варианту отдельно.

11. Полоса инженерно-геологической съемки должна захватывать участки расположения регуляционных и защитных сооружений, площади срезки, но не менее чем на 400 м вверх и 300 м вниз по течению от оси перехода. Если же вблизи от моста происходят подмывы берегов, переформирования русла с образованием отмелей, кос, осередков или размывов дна при понижении местного базиса эрозии и карстовые явления заболачивания и т.п., ширину и длину полосы съемки увеличивают.

В площадь съемки включают подходы (насыпи и выемки) к проектируемому мосту, а если на террасах и склонах долины развиты обвалы, курумы, осыпи, оползни, то площадь съемки распространяют за бровку неустойчивых склонов на расстоянии 50-100 м.

При отсутствии на участке перехода неблагоприятных русловых, береговых и склоновых процессов масштаб съемки принимают 1:10000-1:5000, при их наличии - 1:2000-1:1000.

12. В районах распространения вечномерзлых грунтов на основании результатов съемки по каждому варианту мостового перехода каждому выделенному ландшафтному типу устанавливают соответствие мерзлотных инженерно-геологических условий, доставляют схематическую карту мерзлотного инженерно-геологического районирования, выделяют участки, опасные или требующие особо сложной инженерной подготовки для строительства проектируемого моста, а также участки, наиболее благоприятные для его строительства.