Статус документа
Статус документа

Пособие к СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы" по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (ПМП-91)

     5.1. Общие положения

1. Инженерно-геологические изыскания в обоснование проектных решений строительства моста выполняют в соответствии с требованиями СНиП 2.02.01-83 [72]; СНиП II-18-76* [83]; СНиП 2.02.03-85 [73]; СНиП II-7-81 [82]; СНиП 1.02.07-87 [69]; с учетом требований СНиП 2.05.03-84, государственных стандартов, РСН 31-83 [44]; ВСН 156-88 [21]; ВСН 84-89 [19], а также других нормативных документов, регламентирующих инженерные изыскания и исследования грунтов для транспортного строительства.

__________________

* На территории Российской Федарации СНиП 2.02.04-88, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

          

Грунты должны именоваться согласно ГОСТ 25100-82*.

_________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 25100-95. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Инженерно-геологические изыскания мостового перехода выполняют с целью получения материалов, необходимых и достаточных для разработки и принятия экономически целесообразных и технически обоснованных решений при его проектировании с учетом рационального использования и охраны природной среды и должны обеспечивать комплексное изучение природных условий участка проектируемого перехода. При этом на участке проектируемого строительства решаются задачи по:

изучению геологического строения массивов, распространению, сложению, составу, состоянию и свойству грунтов, их изменчивости в пространстве и во времени;

определению условий залегания, распространению, напору, составу и особенностей режима подземных вод;

установлению характера, площади развития, интенсивности проявления и особенностей протекания различных природных процессов, неблагоприятных для строительства и эксплуатации моста;

прогнозированию изменений инженерно-геологических элементов и других условий при строительстве и эксплуатации моста;

поиску, разведке и опробованию месторождений строительных материалов и грунтов.

3. Результаты инженерных изысканий должны содержать данные, необходимые для выбора типа оснований и фундаментов береговых устоев и опор, определения глубины их заложения и размеров с учетом прогноза возможных изменений мерзлотных, инженерно-геологических и гидрогеологических условий участка в процессе строительства и эксплуатации моста.

4. В районах распространения вечномерзлых грунтов согласно СНиП II-18-76 дополнительно устанавливают геокриологические условия территории: распространение вечномерзлых грунтов, их состав, льдистость, криогенные текстуры, средняя годовая температура, глубина нулевых годовых колебаний температур, физические, механические и теплофизические свойства, морфология и генезис таликов, состав, свойства и толщина слоя сезоннооттаивающих и сезоннопромерзающих грунтов, криогенные процессы и образования, исходные данные для оценки изменения геокриологических условий в процессе строительства и эксплуатации проектируемого моста.

В рабочих чертежах фундаментов опор и береговых устоев должны быть приведены инженерно-геологические разрезы и основные данные о мерзлотных характеристиках и температуре грунтов как в природном состоянии, так и в состоянии, предусмотренном проектом на период строительства и эксплуатации моста.

5. Состав и объемы инженерно-геологических изысканий зависят от сложности инженерно-геологических условий района изысканий, стадии проектирования, конструкции и размеров моста, от конструктивных особенностей подходов к нему, размещения регуляционных и защитных сооружений, а также временных сооружений в районе строительства мостового перехода.

В районах распространения вечномерзлых грунтов состав и объемы инженерно-геологических изысканий определяют еще и выбранным принципом использования этих грунтов в качестве основания: с сохранением природного мерзлого состояния грунтов (принцип I) или с допущением их оттаивания (принцип II). При любом принципе использования вечномерзлых грунтов в качестве оснований по результатам инженерно-геологических изысканий разрабатывают мероприятия по инженерной подготовке территории. Выполнение этих мероприятий должно обеспечивать сохранение расчетного температурного режима грунтов в основании моста, а также природных условий окружающей среды.

6. В зависимости от совокупности природных факторов района мостового перехода инженерно-геологические условия подразделяют на простые и сложные.

Простыми (благоприятными) в инженерно-геологическом отношении для строительства мостового перехода являются участки долин рек, где залегают:

горизонтальные (или близкие к горизонтальным), четко разделяемые слои грунта с выраженной мощностью, однородные по литологическому (петрографическому) составу, сложению (текстуре), состоянию и свойствам в пределах слоя (при общем количестве слоев не более 2-х);

неразмягчаемые скальные и полускальные породы, залегающие с поверхности или перекрытые маломощным чехлом рыхлых отложений и имеющие равномерную трещиноватость и выветрелость, а также угол падения пласта менее 6°;

рыхлые грунты, имеющие 1-2 водоносных горизонта с однородным химическим составом воды, характеризующейся отсутствием агрессивных свойств.

7. К сложным условиям проектирования и строительства относятся участки мостовых переходов, в геологическом разрезе основания которых залегают:

более четырех различных по литологии слоев грунта с резко изменяющейся мощностью;

слои грунта, одно- и разнородные по литологическому составу с резко и незакономерно меняющимися прочностными и деформативными свойствами по простиранию и толщине;

дислоцированные скальные грунты с большой и незакономерной изменчивостью прочностных свойств, имеющие сильно расчлененную кровлю, с углами простирания или падения слоев более 15°, а также перекрытые разнородными по составу и свойствам нескальными грунтами;

просадочные, вечномерзлые грунты, подземные льды, каменная соль, гипс, ангидрит, гипсоносные грунты, закарстованные известняки, мел, мергель, доломит и т.п.