Статус документа
Статус документа

Пособие к СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы" по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (ПМП-91)

     2.10. Организация аэрогидрометрических работ

1. Аэрогидрометрические работы позволяют в короткий срок получить весь комплекс гидрологических характеристик рек, необходимых для проектирования мостовых переходов, и включают получение:

скоростей и глубин потока на вертикалях;

профили живых сечений русла;

расход воды в реке на момент проведения работ и распределение расхода между морфологически однородными участками (руслом, поймами);

ледовые явления (очаги и размеры заторов, размеры и движение льдин и т.д.);

плановые и ситуационные особенности речной долины и русла (форма и размеры меандров, положение прорв и намечаемых спрямлений русел).

Относительно высокая стоимость, сложная организация работ, а также недостаток в квалифицированных кадрах тормозит широкое использование аэрогидрометрических работ.

Наиболее эффективно применение аэрогидрометрических работ при изысканиях мостовых переходов через крупные малоизученные реки и использовании этого метода изысканий для всех переходов на трассе проектируемой дороги.

Аэрогидрометрические работы следует выполнять во время прохождения паводка, чтобы получить план течений, близкий к расчетным условиям. В этот период также из-за повышенной мутности потока, несущего наносы, не требуется дополнительного маркирования водной поверхности.

2. При организации аэрогидрометрии первоочередным вопросом, который определяет последующую технологию работ, является выбор летательного аппарата. При этом обычно возникают два варианта.

Первый - использование летательного аппарата, специально оборудованного для аэрофотосъемочных работ и снабженного серийным комплектом аэрофотосъемочного оборудования. В состав экипажа такого летательного аппарата входят штурман-аэрофотосъемщик и бортоператор.

Специфика аэрогидрометрических работ требует определенной психологической переориентации экипажа аэрофотосъемочного летательного аппарата в части требований к метеоусловиям, высотам полета, технике захода на съемочные объекты. Успех в работе определяет детальная программа аэрогидрометрических работ, выдаваемая штурману-аэрофотосъемщику. Однако в заранее составленной рабочей программе на аэрогидрометрические работы не всегда возможно предусмотреть особенности полевой гидрологической и метеорологической ситуации и поэтому на борту необходимо присутствие инженера-гидролога.

Второй - использование обычного грузового летательного аппарата и быстрое переоборудование этого летательного аппарата для целей аэрогидрометрии. В этом случае обязанности штурмана-аэрофотосъемщика выполняет непосредственно инженер-гидролог, а обслуживание аэрокамеры - бортоператор.

На инженера-гидролога возлагается вся ответственность за выбор направления полета, высоту съемки, периодичность выполнения залетов, т.е. за качество летной работы, которое определяет конечный результат аэрогидрометрии.

3. Выбор вариантов аэрогидрометрических работ делают на основе сравнения стоимости летного часа летательного аппарата и его полетных скоростных характеристик, а также возможности выполнения аэрофотосъемочных работ на высотах от 200 до 2500 м.

Скоростная характеристика летательного аппарата влияет на качественное обеспечение аэрофотосъемочного материала. Чем меньше путевая скорость летательного аппарата, тем выше измерительные качества полученных негативов. Последнее качество особенно важно при определении количественных гидрологических характеристик водотоков района изысканий.

4. Технологическая схема аэрогидрометрических изысканий мостовых переходов содержит следующие элементы: подготовительный, полевой и камеральный.

5. В подготовительный период осуществляют сбор, изучение и обработку инженерно-геодезических, климатических, гидрологических, инженерно-геологических и других материалов, характеризующих природные условия района изысканий; отбор по топографическим картам масштаба 1:100000 или крупнее конкурентоспособных вариантов створов больших переходов и трассы подходов к ним и установление зон варьирования; выбор фокусного расстояния аэрофотоаппарата () в зависимости от рациональной по метеорологическим условиям высоты фотографирования () и масштаба аэроснимков (1:М) размером 18x18 см при ширине реки в паводок (); составление и соответствующее согласование программы изыскательских работ и сметы на работу; согласование производства изыскательских работ; оформление договорных отношений с заказчиком; составление проекта залетов маршрутной аэрофотосъемки; заключение договоров на производство летно-съемочных работ; обслуживание транспортной авиацией и, при необходимости, водным транспортом; изучение гидрографов рек в зоне створов, на которых должны быть выполнены аэрогидрометрические изыскания; формирование гидрометрических отрядов; аренда баз; отбор инструментов и лагерного снаряжения; комиссионная проверка знаний ИТР правил техники безопасности на изысканиях; при необходимости, производство противоэнцефалитных прививок; проверка в органах Госкомгидромета ожидаемых дат наступления паводка; проверка состояния и отправка на полевые работы инструментов, оборудования и снаряжения и выезд на полевые работы гидрометрических отрядов.

6. В полевой период производится регистрация гидрометрических работ в местном Совете и территориальных органах республиканского Минречфлота; инструктаж рабочих по правилам техники безопасности на изыскательских работах; аэровизуальное обследование вариантов створов переходов, подлежащих изучению, с целью уточнения положения створов; разбивка и нивелирование тарировочного базиса; тарирование приборов; установка аэрофотосъемочной аппаратуры на борт летательного аппарата; изготовление съемной створки вертолетного люка в случае производства работ на вертолете; производство гидрометрической маршрутной аэрофотосъемки мелкого и среднего масштабов участков рек, включающих обследуемые варианты. Съемка должна производиться в начале подвижки льда, на подъеме, пике, спаде паводка и в межень. При этом намечают три залета среднего масштаба на одну дату: два против течения и один по течению реки или наоборот. В те же периоды производят и нивелирование береговых частей живых сечений, установку и синхронизацию измерительных приборов; пробные рейсы транспортного средства с целью проверки исправного монтажа измерительных приборов; установку щитов на поперечниках (для створов длиной более 1000 м), параллельных створу; нивелирование промерных поперечников.

7. В камеральный период производят стереофотограмметрическую обработку материалов аэрогидрометрических работ и измерение глубин в районах проектируемых мостовых переходов.