Статус документа
Статус документа

Пособие к СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы" по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (ПМП-91)

    1.4. Определение объема, методов выполнения и программы инженерно-гидрологических работ

1. После получения утвержденного заказчиком задания на разработку титульного мостового перехода или железной (автомобильной) дороги, в составе которых находятся мостовые переходы, приступают к составлению программы работ, выявляют перечень и объем работ, устанавливают метод и сроки их выполнения.

Инженерные гидрологические изыскания производят в соответствии с действующим законодательством, требованиями СНиПов, других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке и содержащих дополнительные или специальные требования к изысканиям.

При составлении программы изыскательских работ нужно ориентироваться на выполнение их современными методами и инструментами. Большие площади необходимо снимать аэрофотограмметрическими методами. Неприступные расстояния и базисы опорных сетей определять прецизионными методами, русловые съемки производить с помощью эхолотов, а измерение скоростей течений и расходов воды на крупных реках методами аэрогидрометрии.

Изыскания мостовых переходов условно можно подразделить на три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

2. В подготовительный период производится сбор и обобщение данных о районе мостового перехода и материалов изысканий прошлых лет; составляется программа изысканий и смета; оформляются материалы для получения разрешения на производство инженерно-геодезических, инженерно-гидрологических, аэрофотосъемочных и инженерно-геологических работ; производится регистрация этих работ. Получают (с помощью заказчика) лесорубочный билет. Одновременно утверждается у заказчика смета. Совместно с представителем заказчика необходимо участие в комиссии по предварительному отводу земли под сооружения мостового перехода. Открывается в банке финансирование, укомплектовывается штат экспедиции, партии (отряда).

Для правильной организации изыскательских работ должно быть составлено общее представление о режиме реки, климатических условиях района изысканий на основе изучения и обработки предварительно собранных данных.

При наличии полных и надежных данных, собранных в подготовительный период, можно сократить объем работ, не допуская повторений и ограничиваясь привязкой этих данных к створу мостового перехода с обязательной проверкой соответствия их натуре. Имея, например, детальный план перехода, необходимо предусмотреть контрольные промеры русла в пределах этого плана, а также проверить плановое положение берегов, островов, рукавов и т.п. с тем, чтобы определить за это время деформации реки в плане и профиле.

3. В подготовительный период необходимо также выявить возможные особенности проектирования мостового перехода и при необходимости учесть в смете научное обоснование проектных решений.

Научно-исследовательское сопровождение проектирования желательно для всех мостовых переходов через реки с шириной русел более 200 м, а также в случаях, связанных со сложностью проектирования из-за ситуационных и антропогенных (групповые отверстия, застройка поймы и т.п.), климатических (доминируют ледовые явления, мерзлые грунты и пр.), гидроморфологических (пересечение рек с интенсивным русловым процессом типа русловой многорукавности или на криволинейном участке русла), гидрологических (например, в зоне подпора от реки или водохранилища) и других условий.

В перечисленных случаях научно-техническая помощь на стадии составления проекта обычно является экономически оправданной* и позволяет более обоснованно принимать (и защищать) технические решения.

________________

* Под экономически оправданными понимаются исследования, результаты которых позволяют снизить стоимость объекта на сумму, в пять-шесть раз превышающую затраты на исследования.

4. Объем и характер полевых работ зависят от сложности и степени изученности, природных условий района изысканий, а также от стадии проектно-изыскательских работ и сроков разработки проекта.

Инженерно-гидрологические изыскания на стадии технико-экономического обоснования или технико-экономических разработок имеют целью получение минимально необходимых данных по гидрологии района, оценки намеченных вариантов трассы, выбора основного направления и получения генеральных размеров проектируемого мостового перехода.

В полевой период на этой стадии выполняют, как правило, следующие виды работ:

промеры глубин по выбранному створу;

составление актов УВВ прошедших паводков путем опроса старожилов или по следам на местности;

определение продольного уклона реки в районе оси мостового перехода;

разбивка и нивелирование морфоствора там, где он необходим.

5. Инженерно-гидрологические работы для составления Проекта по схеме: ТЭО (ТЭР) - Проект - Рабочая документация и для составления Рабочего проекта по схеме ТЭО - Рабочий проект заключаются в детальном изучении гидрологических условий района мостового перехода в объеме, достаточном для проектирования моста, земляного полотна на подходах, регуляционных сооружений и организации строительства.

Имеющиеся гидрологические материалы обычно относятся к створам, которые не совпадают с осью мостового перехода. В этих случаях программами предусматривают устройство в период изысканий водомерных постов и организацию наблюдений на них, совпадающих по времени с наблюдениями на ближайших опорных водомерных постах. Иногда необходимо проверить данные наблюдений на месте и провести контрольные промеры в случае, если на водомерных постах расход воды определяют без учета поймы или других частей живого сечения водного потока.

Независимо от наличия топографического материала предусматривают съемку мест пересечения или сближения трассы мостового перехода с инженерными сооружениями и объектами. Следует также предусмотреть съемку всех изменений ситуации.

При изысканиях мостовых переходов производятся, как правило, морфометрические работы, при которых должны быть определены: количественные соотношения между морфометрическими и гидравлическими характеристиками русла и пойм; уровни воды по опросам старожилов, меткам и следам прошедших наиболее высоких исторических паводков. Ограничиться морфометрическими работами можно в случаях, когда:

а) вблизи проектируемого перехода имеются водомерные посты, материалы наблюдений, которых обеспечивают надежное определение расчетных гидрологических параметров;

б) изыскания носят срочный характер и время их производства не совпадает с паводочным периодом;

в) трасса дороги пересекает несколько водотоков, расположенных в одном гидрологически однородном районе.

Гидрометрические работы следует выполнять в особо сложных условиях, при пересечении крупных водотоков, а также при необходимости дополнения морфометрических работ. При гидрометрических работах определяют расходы воды, скорости течения, уклоны водной поверхности в период прохода паводка, траектории движения судов, караванов судов, барж, отдельно плывущих предметов, поплавков. Эти работы наиболее ценны, если охватывают период высокого (выше уровня выхода воды на пойму) половодья или паводка.

В остальных случаях целесообразно применение смешанных (гидроморфологических) изысканий, выполняемых в весенне-летний период.