1. Перед производством полевых работ на основании имеющихся картографических, топографических и аэросъемочных материалов составляют ситуационно-гидрологическую масштабную схему мостового перехода.
Схема служит обоснованием выбора оси мостового перехода, расположения регуляционных сооружений, гидрометрических и морфометрических створов, строительных площадок, а также является топографической основой для инженерно-геологической съемки.
2. Ситуационно-гидрологическая схема (рис.1.3) должна включать участок русла и пойм по ширине долины до отметок на 1-2 м выше максимального уровня воды, за исключением рек, текущих в конусах выноса, и по длине не менее полуторной ширины разлива при УВВ вверх по течению от верхнего варианта перехода, и не менее одной ширины разлива вниз от нижнего варианта перехода, за исключением устьевых участков равнинных рек, для которых размеры схем устанавливаются индивидуально.
Рис. 1.3. Ситуационно-гидрологическая схема мостового перехода:
1 - граница разлива высоких вод; 2 - водомерный пост; 3 - морфоствор N 1; 4 - морфоствор N 2; 5 - места начала выхода воды на пойму; 6 - спрямляющие течения; 7 - трасса проектируемого перехода
При пересечении конусов выноса размер схемы определяется намечаемой схемой регулирования потока.
В случаях примыкания мостового перехода к промышленным центрам, железнодорожным узлам и портам размер схемы может быть увеличен. Масштаб составления ситуационно-гидрологической схемы зависит от величины водотока и изменяется в пределах от 1:5000 до 1:25000.
3. В процессе полевых работ в ситуационно-гидрологическую схему вносят коррективы. В частности, уточняют положение размываемых берегов русла, побочней, кос, осередков, островов, действующих проток и границы растительности на поймах, производят промеры наибольших глубин у вогнутых берегов русла и на перекатах, устанавливают следы прохода высокой воды, следы выхода льда на поймы, места образования заторов льда, заломов сплавляемой древесины, скопления карчей.
Установленные признаки прохода высоких вод привязывают в плане и наносят на схему. Кроме этого, на схеме показывают дороги, мосты, каналы, плотины и т.п., отсутствующие на исходном картографическом материале и влияющие на режим реки на участке перехода. Их технические характеристики (высоты насыпей, отверстия мостов, глубины и ширины каналов, отметки бьефов плотин и данные об их водосливах и т.п.) приводятся в экспликации.
4. Для составления ситуационно-гидрологических схем может с успехом применяться аэрофотосъемка, в особенности для случаев съемки крупных массивов, когда сравнивается большое число вариантов трассы перехода, а также при изысканиях переходов через крупные реки и в таежной местности с труднопроходимой поймой и сложным очертанием русла.
Для предварительных соображений в поле материалы аэрофотосъемки можно использовать до окончательной обработки в виде масштабной фотосхемы. На таких схемах обычно хорошо видны все морфологические особенности русла и поймы реки, на основании которых можно установить места возможных вариантов перехода, расположения створов и других пунктов наблюдения.