Основой организации и осуществления надзорной деятельности являются систематические обследования (проверки) состояния безопасности подконтрольных предприятий, производств, объектов и работ.
Результаты обследований (проверок) должны позволять охарактеризовать состояние безопасности перевозок опасных грузов, технологической дисциплины, уровень профилактической работы на предприятиях и объектах, эффективность работы лиц командного состава, работников ведомственного контроля, уровень подготовленности специалистов и персонала, связанного с перевозкой опасных грузов, других вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
При проведении обследований и проверок должны вскрываться не только нарушения Правил и норм безопасности, но и причины и условия, приводящие к этим нарушениям, а также недостатки работы служб ведомственного контроля на предприятиях.
При обследованиях (проверках) должностные лица органов Госгортехнадзора России должны строго руководствоваться Положением о Госгортехнадзоре России, требованиями соответствующих норм и правил безопасности, а также Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора России, утвержденных Госгортехнадзором России 26.04.93 г.
При работе с документами, сведениями, технологической и другой информацией, содержащей государственную, военную или коммерческую тайну, органы Госгортехнадзора России должны строго руководствоваться действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации по этим вопросам, а также соответствующими руководящими документами Госгортехнадзора России.
5.2. Виды обследований
При проведении контрольно-профилактической и надзорной деятельности применяются следующие виды обследований: комплексное, целевое, оперативное.
5.3. Комплексное обследование
Целью проведения комплексного обследования является детальная проверка выполнения руководителями и персоналом предприятия или организации требований правил и норм безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
При комплексном обследовании проверяют профилактическую работу служб, отделов, их взаимодействие между собой, компетентность специалистов и работников, непосредственно связанных с вопросами обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов, а также организаторскую и координационную работу руководителей по вопросам обеспечения безопасности и работу служб ведомственного контроля.
Комплексное обследование, в зависимости от его сложности, а также от состояния аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах, должно проводиться не реже одного раза в 1-3 года.
Продолжительность такого обследования должна составлять от 7 до 15 дней.
Комплексному обследованию, как правило, подлежат: управления и отделения железных дорог, транспортные компании, крупные предприятия, фирмы и другие организации, занимающиеся или участвующие в процессе перевозки опасных грузов.
Перечень таких предприятий определяется заместителем начальника округа, ведущим вопросы перевозок опасных грузов, или начальником железнодорожного отдела Управления округа. Ими же возглавляются комиссии по проведению комплексного обследования.
При необходимости, для проведения комплексного обследования в состав комиссии, кроме инспекторов по надзору на железнодорожном транспорте, могут быть включены инспектора других видов надзора, а также работники прокуратуры, пожарного надзора, санэпиднадзора, гражданской обороны и другие специалисты.